Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Декларация школьных библиотекарей России «Библиотеки меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку»


Дорогие соотечественники!

Мы, школьные библиотекари, обращаемся к вашему чувству ответственности за наших детей и внуков. Необходимо осознать, что Россия не может быть великой страной без читающего нового поколения. Эту миссию всегда брала и сегодня берет на себя школьная библиотека — первая в жизни ребенка библиотека, открытая для бесплатного пользования нашим литературным наследием и лучшими произведениями современности. Школьная библиотека — вторая педагогическая система школы, помогающая детям средствами книги и чтения учиться, выходить за рамки учебников и становиться людьми. Это островок гражданского общества, где ученикам предоставлена свобода выбора книг для чтения, свобода высказывания своего мнения о прочитанном, свобода общения, где приветствуется самостоятельная мысль ребенка и его стремление к самораскрытию. Это пространство активного досуга в школе, где есть возможность читать, играть, рисовать, пользоваться компьютером, дискутировать, заниматься творчеством.

Мы обращаемся к родителям, бабушкам и дедушкам учеников с призывом к совместной деятельности, направленной на развитие и воспитание детей, на обеспечение им возможности быть достойными гражданами России.

Мы обращаемся к представителям средств массовой информации, формирующим общественное мнение, с призывом к их деятельному участию в освещении функций школьной библиотеки, стоящей у руля приобщения детей к книге и чтению.

Мы обращаемся к учителям и директорам школ с призывом включить наши планы и наши возможности в выработку общей стратегии деятельности по воспитанию и развитию школьников, предусмотренной Федеральными государственными образовательными стандартами.

Мы обращаемся к властным структурам общества с требованием изыскать возможности обеспечения школьной библиотеки книгами и журналами, нужными детям. Наполнение фондов — это гарантия того, что призыв Президента В.В. Путина «активизировать возможности библиотеки», высказанный на Российском литературном собрании, сможет быть реализован.

Мы заявляем и торжественно подтверждаем свою приверженность гуманизации российских школьных библиотек в условиях наступающей информатизации общества.

 

Библиотека является неотъемлемой и жизненно важной частью любого учебного заведения. Помимо учебной, познавательной, художественной литературы, читатели школьных библиотек посредством компьютерных сетей получают доступ к удаленным информационным ресурсам, что позволяет им шире смотреть на мир и открывать много нового. Работники школьных библиотек осознают свою ответственную роль в гуманистическом воспитании подрастающего поколения и подготовке его к встрече с реалиями информационного общества. Настоящим мы заявляем и торжественно подтверждаем понимание ответственности за гуманизацию жизни школы и призываем коллег выразить свою солидарность, поставив подписи под данной Декларацией.

Библиотека — структурное подразделение школы

Школьная библиотека является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса и когнитивным ресурсом школы. Библиотечными средствами она поддерживает и развивает цели образования, изначально поставленные перед школой ее учредителями и закрепленные в Федеральном государственном образовательном стандарте, участвует в проектной деятельности школы, обеспечивает читательское развитие ребенка, активизирует его творческий потенциал. Деятельность библиотекаря в школе носит не обслуживающий, а креативный характер.

Гуманистическая миссия библиотеки

Школьные библиотеки обеспечивают всем членам школьного коллектива свободный доступ к гуманистическим ресурсам, воплощенным в книжных фондах, электронных изданиях и информационных сетях. Вместе с тем обеспечивается защита учащихся от информации, опасной для их здоровья и нравственного развития. Школьные библиотеки вооружают учащихся навыками самообразования, развивая воображение, память и критическое мышление. В школьные годы формируется гражданское и патриотическое самосознание личности, от которого зависит национальная безопасность страны. Школьные библиотеки располагают незаменимыми средствами для активного участия в этом педагогическом процессе.

Библиотека — пространство библиотечной педагогики

Школьный библиотекарь как педагог формирует и закрепляет навыки обучения на протяжении всей жизни, формирует культуру чтения и информационную культуру с целью социализации и индивидуального развития личности, организует физическое пространство библиотеки, обеспечивает удобное для самообразования и общения дружелюбное отношение к читателям. В отличие от классно-урочной деятельности учителей-предметников педагогическая деятельность школьного библиотекаря не стандартизирована, исключает оперирование оценками и обеспечивает равенство возможностей для развития как сильных, так и слабых учеников.

Библиотека — помощник учителей и родителей

Школьные библиотекари заботятся об имидже своей библиотеки и доверии к ней учеников, учителей и родительской общественности. Школьные библиотекари помогают учителям. Они доводят до их сведения новые материалы и информацию по актуальным вопросам образования, помогают устанавливать межпредметные связи. Общаясь с родителями, школьные библиотекари мотивируют их на поддержание традиций семейного чтения, укрепляющих духовное взаимопонимание в семье.

Библиотека — центр культурнодосугового общения

Школьные библиотеки предоставляют учителям и учащимся свои читальные залы и фонды открытого доступа для творческого общения, самообразования, кружков по интересам, диспутов и дискуссий по актуальным вопросам.

Библиотека — хранитель национального культурного наследия

Прошлое — ключ к будущему. Школьные библиотеки собирают, систематизируют, оцифровывают и пропагандируют литературные памятники истории и культуры России, которые помогают учащимся и учителям лучше понять прошлое, настоящее и будущее нашей страны и всего человечества. Школьные библиотеки готовят учеников к использованию ресурсов других библиотек.

Библиотечная политика

Школьные библиотеки предоставляют свободный доступ к книжным и иным фондам в равной степени всем членам школьного сообщества, независимо от возраста, расы, пола, религии, гражданства, языка, профессионального или социального статуса. Особые услуги предоставляются тем, кто в силу ограниченных физических возможностей не может самостоятельно пользоваться библиотечными фондами и иными материалами, хранящимися в библиотеке.

В качестве политических оснований практической деятельности школьные библиотеки опираются на «Манифест ЮНЕСКО о школьных библиотеках», «Декларацию прав ребенка», принятую ООН в 1959 г., «Декларацию о школьных библиотеках Международной ассоциации школьных библиотек», Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «Стратегия действий в интересах защиты детей на 2012—2017 годы», декларации и манифесты Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА).