Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Методические рекомендации по созданию и развитию школьных медиатек

В России действует около 40 тысяч школьных библиотек, что составляет почти половину общебиблиотечной сети страны. Именно школьные библиотеки являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан страны — будущих пользователей всех остальных типов библиотек. Одновременно школьные библиотеки являются неотъемлемой частью отечественной системы образования. Социальная роль российских школьных библиотек в обществе определяется следующими направлениями их деятельности:

концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;

приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;

формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе.

Препятствием в реализации этой важнейшей социальной роли школьных библиотек являются следующие проблемы:

1. Несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.

2. Недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры; низкий уровень интеграции школьных библиотек в образовательное пространство школы, принижение их роли в осуществлении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

3. Невключенность школьных библиотек в федеральные и региональные образовательные проекты и программы.

4. Низкое качество книжных фондов школьных библиотек.

5. Несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования.

6. Нескоординированность деятельности школьных библиотек в рамках муниципальных образований, регионов и на федеральном уровне из-за отсутствия адекватной системы управления деятельностью школьных библиотек.

7. Низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы.

Решение этих проблем требует определения приоритетных направлений развития школьных библиотек, соответствующих задачам современной системы образования, для разработки, как оперативных мероприятий, так и построения среднесрочной и долгосрочной перспектив развития школьных библиотек страны.

Также следует отметить, что в условиях обострения конкуренции на рынке культурных, в том числе библиотечных и образовательных услуг учреждению необходимо активизировать внимание повышению своего имиджа,привлекательности для администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива. Поэтому данные мониторинга помогут и представителям органов управления образованием и специалистам школьных библиотек комплексно оценить деятельность библиотек общеобразовательных учреждений, пересмотреть цели и задачи деятельности, направить усилия на разработку новой миссии с учетом конкретных региональных и местных особенностей функционирования библиотеки.

Развитие образования и успешное введение новых ФГОС сегодня невозможно без обеспечения информационной поддержки учебных процессов. От состояния информационных ресурсов школьной библиотеки и качества предоставляемых услуг напрямую зависит качество образования в российских школах.

Данные мониторинга позволяют оценить систему школьных библиотек в целом, а также библиотеки отдельных субъектов Российской Федерации на соответствие условий их деятельности, технических и эксплуатационных показателей их работы новым ФГОС. Эти данные станут основой для выработки комплексной системы мер по приведению в соответствие условий функционирования школьных библиотек новым ФГОС, что является необходимым условием дальнейшего развития и модернизации системы образования.

Такие данные дают возможность спрогнозировать и описать дальнейшее развитие, а также обосновать такие направления развития библиотеки общеобразовательного учреждения как:

развитие и эффективное использование автоматизированной библиотечной системы, организацию и развитие сетевых информационных служб, комплексное управление всеми библиотечными процессами;

обеспечение сохранности библиотечного фонда через формирование электронной библиотеки, новые методы и возможности хранения и расстановки фонда;

улучшение качества обслуживания пользователей на основе изучения их информационных потребностей и совершенствования способов их выполнения;

предоставление пользователям новых возможностей работы с большими объемами машиночитаемых данных и полнотекстовыми документами в режиме теледоступа, обеспечение доступа к информации, существующей исключительно в электронной форме;

совершенствование системы управления библиотекой, качественное и количественное изменение структуры библиотеки, политики комплектования, разработка новых методов обучения сотрудников, изменение имиджа библиотеки;

формирование механизмов обеспечения системы библиотечно-информационного обслуживания, кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами;

предоставление возможностей для развития корпоративного сотрудничества в области обмена информацией и документами между библиотеками или другими информационными центрами для более эффективного информационного обслуживания и снижения затрат на приобретение и создание собственных ресурсов.

Таким образом, проведение электронного мониторинга библиотек общеобразовательных учреждений по разработанной системе показателей и в соответствии с разработанными анкетами, подготовки отчетных материалов мониторинга и разработки системных документов по развитию школьных библиотек – проекта Концепции развития школьных библиотек и Плана ее реализации, позволила:

· осуществить количественный и качественный анализ управления, информационную и техническую поддержку функционирования школьных библиотек нового поколения (в том числе медиатек) на уровнях субъекта Российской Федерации и образовательных учреждений;

· проанализировать эффективность осуществляемых регионами и образовательными учреждениями мер по развитию школьных библиотек, в том числе использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности школьных библиотек;

· выявить факторы, препятствующие своевременному и полному внедрению ИКТ в деятельность библиотек;

· определить динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс управления, информационной и технической поддержки функционирования школьных библиотек нового поколения.

Данные выводы позволяют заключить, что достигнут определенный уровень апробации и общественного признания результатов работ.

Оперативный отклик субъектов Российской Федерации, их заинтересованность в получении данных и результатов мониторинга конкретно по субъекту Российской Федерации позволяют говорить о практической значимости результатов мониторинга.

Основные показатели создания медиатеки:

· комплексная автоматизация основных видов библиотечной деятельности

· сопровождение библиотечной системы (АИБС) «MAPK-SQL-версия для школьных библиотек» или АИБС «1С: Школьная библиотека» в составе пакета программ «1С: Управление школой;

· создание и поддержка информационных баз данных библиотеки;

· Формирование электронной библиотеки, развитие медиатеки школы;

· разработка и создание информационных продуктов библиотеки на электронных носителях;

· консультации библиотечных специалистов по работе с компьютерной техникой и программами АБИС, текстовыми и графическими редакторами;

· оказание методической помощи структурным подразделениям в создании собственных электронных продуктов библиотеки;

· организация обучения пользователей, развитие информационной культуры, повышение квалификации сотрудников библиотеки;

· развитие корпоративного сотрудничества в области информатизации с другими образовательными учреждениями региона, другими школьными библиотеками, информационными центрами и организациями; участие в совместных проектах;