Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Рекомендации по эффективному использованию ИКТ, дистанционных технологий обучения и электронных образовательных ресурсов нового поколения в повышении читательской культуры

Использование автоматизированных информационно-библиографических систем началось много лет назад с централизованной поставки АИБС «MAPK-SQL-версия для школьных библиотек», бесплатно для школ, огромными количествами с целью внедрения в школьные библиотеки информационно-компьютерные технологии, призванные помочь школьному библиотекарю автоматизировать библиотечную работу – выдачу книг, учет и инвентаризацию фондов, составление отчетных документов. Для успеха проекта необходимо было создать электронный каталог школьной библиотеки, позволяющий успешно проводить выше перечисленные работы, обеспечивая, кроме всего, практическое обучения ИКТ школьников, которые через освоение электронного каталога могли бы развивать навыки поиска нужной информации, владения компьютерм, повышая, тем самым, свою информационную культуру.

С внедрением в то время одной из основных библиотечных систем России именно в период волны глобальной компьютеризации школ и внедрения новых программ, систем, в частности АИБС в школьные библиотеки, связывались перспективные планы создания в российских школах «Библиотеки XXI века».

Глобальная системная ошибка была заложена именно тогда, когда вместе с «софтом» и «железом» не внедрили всю систему целиком, вместе с обучением пользователей, обеспечением наполнения электронных каталогов, сервисной поддержкой специалистов, обладающих развитой инфраструктурой на всей территории России. Эта задача должна была задачей государственного уровня с комплексным подходом к ее реализации.

Сегодняшние школьные библиотекари в полной мере ощутили на себе всю тяжесть скороспелых решений прошлых лет. Расчеты на то, что школьный библиотекарь сможет самостоятельно создать электронный каталог своей библиотеки (не только по учебникам, но и основных фондов) оказались не состоятельными: в условиях функциональной перегруженности и низкой оплаты труда, работая без штатной поддержки специалистов по IT и библиографической обработке практически невозможно вручную вбить фонд в 10-20 тысяч экземпляров изданий при нормативе обработки 12-15 минут на издание для специалиста-библиографа! А без электронного каталога не работает сама идея автоматизации школьной библиотеки.

Выход из сложившейся ситуации должен быть в направлении избавления школьного библиотекаря от несвойственной ему трудоемкой работы и высвобождение его времени и ресурсов на решение тех задач, к которым он должен иметь непосредственное отношение – воспитание подрастающего поколения, пропаганде чтения, освоению интернет-технологий, продуктивному общению с коллегами-педагогами в деле подготовки к занятиям, проведение интегрированных уроков и многому другому, где его отдача будет максимально эффективной.

Самым верным решением возникших проблем будет создание распределенного электронного каталога для школьных библиотек путем корпоративного взаимодействия библиотек разных видов и уровней с широким применением интернет-технологий. Эта идея четко прослушивалась в пожеланиях опрашиваемых респондентов к модернизации имеющихся у них АИБС.

Корпоративное взаимодействие школьных библиотек должно быть основано на следующих основных зарекомендовавших себя во всем мире принципах, примененных и в России, (например в системе автоматизации библиотек ИРБИС64):

определение оператора (интегратора) для организации всего комплекса работ по обеспечению корпоративного взаимодействия, включая постоянный мониторинг, систему обучения и поддержку работоспособности АБИС в каждой библиотеке;

создание сводного (корпоративного) каталога, содержащего описания полных фондов библиотек, входящих в корпорацию, а также адресно-справочную информацию;

подключение к корпорации центральных библиотек региона (областной научной, областной детской и т.д.) для обеспечения заимствования библиографических описаний и контроля качества каталогизации;

обеспечение удаленного обслуживания школьных библиотек, не обладающих достаточным штатом для самостоятельной каталогизации;

обеспечение работы специального модуля книгообеспеченности по сводному каталогу, способного давать любой информационный отчет по заданному срезу.

Что касается доработки существующих библиотечных систем, в том числе «МАРК-SQL-версия для школьных библиотек» и «1С:Школьная библиотека», то разработчикам нужно добиться взаимного понимания ситуации и тратить свои ресурсы не на перманентное улучшение отдельных модулей и модернизацией старых версий своих систем, а заняться переходом на качественно новый уровень работы всей системы библиотек образовательных учреждений, требующий совершенно других подходов в проектировании самих АИБС. На первоначальном этапе нужно добиться возможности передачи данных в едином формате RUSMARC, обеспечить взаимодействие всех имеющихся систем с центрами корпоративной каталогизации.

Параллельно следует изучить специфические особенности, отличающие школьную библиотеку от других видов библиотек (особенности учета учебной литературы, списание книг, специальные формы отчетности, большой наплыв посетителей в короткие промежутки времени, ограничения, вызванные переходом на операционные системы, отличные от Windows и др.), а также учесть специфику работы самого школьного библиотекаря, работающего без штатной поддержки специалистов по IT и библиографической обработке в режиме функциональной перегруженности и низкой оплаты труда.

Для эффективного решения создавшейся ситуации требуются комплексные решения, затрагивающие помимо технической модернизации работы библиотеки с помощью внедрения той или иной АИБС еще и ряд вопросов, лежащих вне технической плоскости, а именно – улучшение условий работы школьного библиотекаря (сюда входит техническое переоснащение, увеличение площадей библиотеки и читального зала, обновление фондов, расширение штатов, повышение зарплаты и др.) и приведение статуса самой школьной библиотеки в соответствие с теми задачами, которые на неё возложены в переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

Переход к информационному обществу, процессы модернизации образования характеризуется активным рзвитием телекоммуникационных систем и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), созданием качественно новой, информационной среды жизнедеятельности.

В образовательной среде все большее число людей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как производители собственных информационных ресурсов и услуг.

Понятия «информационная подготовка человека», «работа с информацией» включают широкий спектр знаний и умений человека по работе с информацией и техническими средствами, облегчающими эту работу.

Сюда входит: информационная подготовка, смысл которой выражается в таких понятиях, как библиотечно-библиографическая грамотность, библиотечно-библиографические знания, культура чтения, информационная грамотность, информационная культура, информационная культура личности, информационная компетентность, компьютерная грамотность, Интернет-грамотность, ИКТ-грамотность и т.п.

Библиотека общеобразовательного учреждения в этих процессах становится ключевым центром образовательного учреждения, информационным центром школы, которые обеспечивает качесвтенное инофрмационно-библиотечное обслуживание на основе ИКТ, обладает разнообразным контентом и имеет специально подготовленного специалиста по работе с информацией.

Информационное общество и новые приоритеты образования требуют от человека иметь способности к творчеству, возрастает спрос на знания.

В настоящее время в развитии ИКТ в деятельности библиотек общеобразовательных учреждений можно выделить следующие основные направления:

1.Создание каталога электронных ресурсов (электронные библиотеки, электронные СМИ, ресурсы образования, интернет-сайты писателей, учебные и педагогические издательства и др.),

2. Изучение и отслеживание ресурсов по теме безопасного интернета. Это направление имеет ключевое значение, особенно для библиотеки общеобразовательного учреждения,

3. создание и развитие сайтов школьных библиотек,

4. формирование информационной культуры личности, т.е. работа школьной библиотеки как центра формирования информационной кульутры учителей и учащихся,

5. реализация различных корпоративных и сетевых проектов для развития библиотек общеобразовательных учреждений.

Развитие ИКТ в школьных библиотеках будет способствовать:

созданию качественных электронных каталогов школьных библиотек при существенном снижении трудозатрат;

обеспечению учащимся равных возможностей в получении информации о книгах, а также доступа к банкам оцифрованных изданий вне зависимости от места их проживания;

преодолению информационно-технологического отставания школьных библиотек;

активизации процессов креативного использования информации всеми участниками образовательного процесса;

возможности быстрого формирования статистических отчетов, а также прогнозирования потребности комплектования фондов для руководителей органов управления образования на основе точного анализа фондов библиотек образовательных учреждений;

совершенствованию механизма комплектования библиотечных фондов в условиях рационального использования финансовых ресурсов;

выявлению общих потребностей, интересов, проблем и методов решения в сообществе школьных библиотек через сетевое взаимодействие;

обеспечению межведомственного и межрегионального обмена на основе интеграции информационных систем и ресурсов