Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры


      
     
   
         

 

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7 След.
RSS
И всё-таки – «Библиотекарь-педагог»!
Пятницу 4-го февраля можно назвать судьбоносным днём для всех школьных библиотекарей России: впервые на встрече с Владимиром Путиным министр образования и науки Андрей Фурсенко чётко озвучил проблемы школьных библиотек, связав их с переходом образовательных учреждений на новую систему финансирования:

"...переход на новую систему финансирования привел к тому, что библиотекарей в некоторых школах стали сокращать в пользу учительского состава. Чтобы остановить этот процесс, предлагается изменить статус школьного библиотекаря. Новая должность будет звучать - библиотекарь-педагог. <...> Если мы введем такую должность, это позволит, с одной стороны, изменить отношение к библиотекарям, потому что это часть учительского состава; с другой стороны, даст возможность библиотекарям получать льготы, которые получают педагоги; и просто повысит авторитет, статус людей, которые несут книги. Поэтому мы возвращались к этому, и мы будем просить вашей поддержки на правительстве для решения этого вопроса", - сообщил Андрей Фурсенко.

"Признание статуса и повышение заработной платы" - уточнил Председатель правительства Владимир Путин, не оставив ни малейшего сомнения в том, что острейший вопрос последних лет о месте и значении библиотеки в современной школе, всё-таки, будет поднят на должную высоту. Подробнее
Обсуждение в группе Biblio-Media (http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4#)

Елена Качева  
11 фев, 21:00 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Сегодня из областного центра получила такие известия: Минсоцразвития принял решение о введении должности библиотекарь-педагог, но готовить по этой специальности будут пед. университеты и как вторую специальность для учителя. Получается, что это не для поднятия престижа школьного библиотекаря. У нас шумит вся Академия культуры. Может это только слухи?

"ШКОЛЕ НУЖЕН ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ" - автор ЗУЕВА Е.М., зав. НМО НПБ им. К.Д. Ушинского РАО (http://bibl-systema.narod.ru/Pedagog_bibliotekar.pdf)

Светлана Гайфутдинова (из переписки в "Мой мир")
Добрый день, Владимир! Пишу на стене специально, чтобы все заинтересованные могли узнать мнение РШБА. Я с тревожным вопросом. Встреча премьера с Фурсенко и их беседа о школьных библиотекарях всколыхнула весь библиотечный мир. Это отчасти радует (процесс набирает обороты), но и настораживает. Не сведется ли это опять к долгой говорильне и выяснению названия профессии? Мы же на Форуме приняли решение - библиотекарь-педагог! А Минсоцразвития считает по другому и Ушинка его поддерживает! "Эта песня про любовь, начинай сначала?" Я написала свое мнение в группе Библио-медиа, привожу и здесь. Столько лет и - опять все сначала? То, что предлагает Ушинка, делает еще хуже: отодвигает профессию библиотекарь на второй план (ПЕДАГОГ-библиотекарь!), а по сути ликвидирует саму профессию, переводит ее в разряд учителей. Почитайте внимательно статью Зуевой Е.М. Там и функции библиотекаря сводятся только к образовательной! А у нас по сути профессии прежде всего воспитательная: духовности, нравственности, патриотизма и т.д. А то, что уйдет должность "заведующий библиотекой", то, если это только внутриведомственный статус. Главное, чтобы повысился социальный статус, о чем Татьяна Дмитриевна и говорит много лет! Володя, что мы должны сделать, чтобы ваши и наши усилия не свелись к нулю? А такие опасения возникают!

Елена Шведова  
11 фев, 22:53 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Да, вот это круто... Девочки, я учусь в МГУКИ и моя специальность - "Библиотечно-информационная деятельность", а квалификация - "Библиотекарь-библиограф, преподаватель", но преподавать после окончания ин-та я смогу только специальные дисциплины и только в библиотечных техникумах (я узнала об этом на 4-м курсе). Вообще это логично - педагогическое образование получать в пед. вузах. Вот только очень нелогичный оборот принимает это дело.

Библиотекарь ПОИПКРО  
12 фев, 10:50
А почему нелогичный?  (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )

Валентина Тарасенко  
12 фев, 11:19  (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Не логично в том, что прежде всего библиотекарь, а потом педагог. Педагогов в школе много. Практика показала, приходят педагоги в школьную библиотеку работать, и библиотека пропадает.Не развивается библиотека. Сами педагоги-библиотекари говорят, что они педагоги, а не библиотекари. Знаю многие библиотекари "ушли" в педагогику, зарабатывая на жизнь, библиотека страдает от этого. Все силы направлены на зарабатывание, а не на развитие библиотечного дела. Таким образом наша профессия стала вымирающей. Все усилия РШБА были направлены на престижность профессии школьного библиотекаря, поднять статус этой профессии. На мой взгляд надо сохранить эту профессию, структуру,  а не сделать из нее еще один вид деятельности педагога. Мы сейчас толко и делаем, что рождаем учителей по различным новым предметам. Теперь будет еще учитель по предмету "Россия в мире" . Вы хотите педагогов сделать библиотекарями. Пусть сапоги делает сапожник, а библиотечное дело библиотекарь. Ведь учитель биологии не лечит больных и не делает операции, хотя и знает кое что в этой области.

Валентина Тарасенко:
12 фев, 10:49 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Девчата, да что ж это такое? На съезде ведь четко голосовали за библиотекарь-педагог. Для чего ж тогда все усилия библиотекарей? Или как с "Старушкой Лариной" Может опять мы не так прочитали?  Наша ассоциация так за это боролась, столько лет, столько стен пробила Татьяна Дмитриевна, а как к победе, так сразу прилипалы прицепились. Давайте по  этому вопросу держать друг друга в теме. Наташа, ты у нас прямо лоцман.  А я свалилась с гриппом. Держит в тонусе комп.  Интересно бы узнать, что Т.Д. Жукова об этом говорит.

Валентина Тарасенко  
12 фев, 11:53  (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Наша профессия очень сильно пострадала, пережила глубочайший кризис. Сколько людей ушло из нее, а они были рождены для этого дела. Они могли внести свой вклад в развитие библиотечного дела.Но ушли по причине низкой зарплаты, ведь детей кормить надо. Ушли в другие сферы деятельности. Кто-то вписался, добился успехов на новом поприще. У меня лично есть несколько примеров доказывающих это. Одна из моих коллег стала замечательным дизайнером, открыла лабораторию, имеет сеть суверирных лавок в самых лучших магазинах города. Другая стала замечательным диктором на телевидении, репортажи ее транслируют центральные телевидение и радио, она преподает в институте журналистику. Думаю можно бы продолжить... Так вот эти люди могли принести большую пользу бибделу, они могли многое сделать на нашем поприще... Это еще и пример талантливости библиотекарей.Но это у кого сложилось, а сколько людей, уйдя из любимого дела, прожили жизнь как в концлагере, ежедневно ходя на нелюбимую работу. Наша профессия как наша страна после Великой Отечественной войны, 65 летие которой мы отмечали в этом году. Столько разрушений, жертв, слез выплаканных и невыплаканных. Столько не состоявшихся судеб. И наши библиотеки напоминают пепелища. Они ютятся в самых холодных помещениях, ремонт в них был в лучшем случае при советской власти, со старыми стелажами образца 50-60годов, со списанной мебелью. Поэтому песня "Этот праздник со слезами на глазах" о наших школьных библиотеках и библиотекарях. Они как тот рабочий аэродрома, выполнял свою миссию, и таким образом спас людям жизни. Думали, что будет сплошное ИКТ, (телевидение, говорил герой всеми любимого кино), а библиотеки, как и театры выжили, нужны обществу, без них никуда, что показали результаты PISA.
Не надо пытаться поставить с ног на голову, дорогие педагоги. У вас своя сфера деятельности(хорошая или плохая, доходнапя или не очень) у нас своя, Мы можем взаимодействовать, не надо уничтожать нас. Уничижаемы мы были. Мы выдержали, сохранили свое достоинство, честь, нужность обществу

Соня Мусаева  
12 фев, 14:46 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Если мы заведующие библиотекой, зачем надо нам, чтобы переквалифицировали нас как библиотекарь-педагог. Если мы будем работать как нам предлагают, а кто будет тогда заведовать библиотекой? Вторую ставку можно держать как библиотекарь-педагог. Девчонки, если ставку зав. библиотекой уберут, то мы будем терять в зарплате. Сейчас нам оплачивают как администраторам, от ставки директора 70-75% А если педагог-библиотекарь, то будут оплачивать как вспомогательные работники т.е как психолог-педагог, социолог-педагог и т.д. Мы ничего не выиграем. Только, второму работнику будет выгодно, если он библиотекарь. А может я не поняла? Разъясните пожалуйста.

Елена Шведова  
12 фев, 15:04 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Да потому что педагог учит читать, а библиотекарь учит любить читать. 60% населения России не читают книг. Мы перешагнули тот барьер в 50%, когда процессы становятся необратимыми, и становимся страной "третьего мира" по уровню культуры чтения. А Минсоцздрав, или как там его, не имеет денег, чтоб оплачивать нам большой отпуск, вот и все. А вообще, девочки, ничего не бывает просто так, значит так надо. Каждый из нас все равно будет делать в своей маленькой библиотеке свое благородное дело - любить детей и учить их любить книгу. Все не так плохо, у нас есть наш союз, который возник в виртуале, и мы можем обратиться друг к другу за помощью, за советом, просто поддержать или поплакаться... Это не мало!

Валентина Тарасенко  
12 фев, 15:25 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
С января 2011 должности зав.библ.нет, т.к. ее нет в тарификационном списке, есть воспитатель, а зав.библ. нет. Нет и структурного подразделения "Школьная библиотека", поэтому мы не сможем повысить свою квалификацию как руководители структурного подразделения. Мы стали просто библиотекарями, ты, Соня, просто не заметила этого. В некоторых школах директора вызвали своих зав.библ. и сказали об этом, а в некоторых тихо. Ставка стала  у меня например 4330руб. Убощица получает у нас 5-7тыс. И если директор доплатит сегодня, а завтра... У меня за 4года работы такая траектория: была ставка зав.библ + 0,5библиотекаря, потом убрали 0,5ставки, сейчас зав.библ. А процесс работы идет по возрастающей. Комп. освоили, книг стали болше получать( и с моей помощью), блог веду, семинары, фестивали, проекты городские, российские словом

Соня Мусаева  
12 фев, 20:31 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Валентина, я бы сказала то же самое:"Гудь в мозолях". Нагрузки всё больше и больше. За работу с учебниками раньше 30% от зарплаты платили, есл ты занимаешься этой работой, да и был какой-то приказ. Помните? А сейчас эту работу включили в обязаловку. Платить не хотят. У нас время только и проходит по работе с учебниками. Постоянно какие- то отчёты, анализы, мониторинги требуют вверхах. Если мы обеспечивали 50% учебниками учащихся, а теперь 100%. Как мы радуемся, что 100% обспеченность, а мы не думаем, что работы валом стало. Мы в прошлом году только раздали 6 тыс. учебников, а на этот год, при 100% обеспеченности надо будет раздать 18 тыс учебников. Представьте, ведь один человек только выполняет этумработу в библиотеке. Такая нагрузка. И оформлять, и получать, и оприходовать, и обработать, а потом раздать и собрать. Да ходи по классам ещё проверяй, чтобы не рвали, не рисовали. А на нашу любимую библиотечную работу  времени и не хватает. Всё так?

Библиотекарь ПОИПКРО   (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Коллеги, я свое мнение здесь высказала: http://schoolibrary-stranger.blogspot.com/2011/02/blog-post_12.html

Валентина Тарасенко  
13 фев, 14:57 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
По посмотрела пост, коллега. Спасибо, что меня процитировали. Коллега, библиотекарь выполняет педагогические задачи, но прежде он библиотекарь. На первом месте у него библиотека, что бы обеспечить всем доступ к информационным ресурсам, и учителю в том числе. Если мы будем заниматься только педагогической деятельностью, то не выполним ни одной из трех задач.
Валентина Тарасенко  
13 фев, 15:14 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Соня, а еще даже нигде не упоминается, не учитывается работа по приему этих учебников. Показатели сколько выдали учебников фигурируют. А вот принять учебники - это так просто. Сколько времени, сил это требует, ты слегка коснулась этого вопроса.А  еще у нас нет уборщиц, которые протирали бы столы, полки, пылесосили книги,поливали цветы. Все это мы выполняем за просто так, для создания благоприятного имиджа школьной библиотеки. Для того, что бы было приятно войти в библиотеку ученикам и учителям. Но эта работа не прописана нигде. Мы ее делаем благотворительно.  Надо бы четко прописать, что должен делать библиотекарь, а что не входит в его обязанности. А то мы и блоги ведем благотворительно. Для дела надо. Покупаем на свои деньги модем, компьютерные прибамбасы, фото-видеокамеру или еще что, иногда даже книги. Жаль, что никто не задался целью, определить круг обязанностей и прав библиотекаря в школе. А вообще может какой - нибудь ПОИПКРО это делал или сделает. А у нас есть еще экслюзивные библиотекари, они могут делать то, чего никто не делал. Как учитывать эти работы. Это как автор новой песни, каткое-то ноу -хау. Видела таких на съезде школьных библиотекарей. Как их работа учиьтывается, поощряется? Ведь они именно вносят вклад в развитие библиотечного дела.

Валентина Тарасенко  
13 фев, 15:29 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Да Ольга, вы затронули интересный вопрос в биб.деле. Как теперь нас понизили с зав.библ. на просто библиотекарь. А мы работае6м на уровне современных технологий, что показала блогосфера, участие и победы в конкурсах Рунет и др. Ну почему понизили, кто нам это объснил нам? Нас даже не спросили. Поставили перед фактом и все. А мы все работаем, многие оставаясь после работы, жертвуя личным временем, своими интересами. Я запретила себе это делать. Ухожу с работы вовремя. А читая журналы "ШБ" года 2 назад видела, что сплошь такое у библиотекарей.

Елена Ермолова  
13 фев, 19:32 (обсуждение в группе Biblio-Media http://groups.google.com/group/biblio-media/browse_thread/thread/73531164684baaf4# )
Девочки, здравствуйте! Читаю ваши сообщения и так обидно становится за нас всех. В нашем городе основной массы библиотекарей школ не коснулось изменение статуса с зав. библ. на просто библиотекаря. Я тоже пока зав.библиотекой. Но уже есть такие директора, которые сняли со шк. библиотекаря заведование. Это все в руках администрации школ. И, как показала практика -  если надо где-то сэкономить, то нас это и коснется. Поэтому я, например, очень неуверенно себя чувствую. А самое обидное в том, что если захочет директор нас "понизить", то вряд ли какие-то доводы его убедят в обратном. А что касается статуса библиотекарь-педагог, то я почему-то чего-то подобного и ожидала. Ведь сколько учителей уже сократили, а теперь появится возможность их просто переводить на новую должность. Вот только выиграет ли из-за этого библиотека и наши читатели? И что станет с нами - школьными библиотекарями? Вопросы, вопросы...
Уважаемые коллеги, пишу по поручению Т.Д. Жуковой.

Во-первых, Татьяна Дмитриевна передаёт слова благодарности всем, кто так неравнодушно и активно обсуждал судьбу профессии школьного библиотекаря. Именно такое совместное обсуждение нам поможет внести положительный вклад в развитие нашего дела сейчас, когда после стольких лет «борьбы» и убеждений мы с вами добились внимания со стороны первых лиц государства.
Сейчас задача нашего профессионального сообщества – не обсуждать, когда эти слова «дойдут до дела», а помочь органам исполнительной власти по всей вертикали «без издержек» для профессии и нашего дела выстроить механизмы решения старой проблемы – выведения школьного библиотекаря из вспомогательного технического персонала и укрепления самой библиотеки во всех отношениях. Перед нами сейчас стоит задача – создать условия для эволюционного скачка в развитии российских школьных библиотек. Необходима трансформация библиотеки сегодняшней в библиотеку XXI века!
Некоторые черты такой библиотеки уже просматриваются в библиотеках разных регионов России, где инновационно работают наши коллеги. Нам вместе нужно все наши «интуитивные» наработки перевести в концептуальную, осмысленную модель новой библиотеки и именно под эту модель выстраивать концепцию развития российских школьных библиотек и их специалистов.
25 января этого года состоялась встреча Т.Д. Жуковой с Л.А. Путиной в Ново-Огарёво. В течение нескольких часов шло обсуждение новой модели, обсуждался новый проект РШБА о создании библиотеки, «дружественной мозгу» учащихся, и тренинг-центра, где лучшие российские учёные – физиологи, психологи, нейробиологи – могли бы передать нашим специалистам последние наработки. Но, вместе с тем, очень остро обсуждалось и сегодняшнее положение школьных библиотекарей. Уверены, что именно благодаря усилиям Людмилы Александровны, которая давно «заболела» нашей темой, состоялся тот сюжет на 1-м телеканале, который мы вместе с вами называем победой! Татьяна Дмитриевна все эти дни без выходных работает с представителями власти. Специалисты РШБА готовят справки и необходимые документы для того, чтобы наконец-то был результат.

Т.Д. Жукова, президент РШБА
По поводу новой специализации «библиотекарь-педагог». По этому пути пошли наши зарубежные коллеги. Но в их штатном расписании сегодня от 4-х и более специалистов, в том числе помощники по работе с учебниками. Заведующая библиотекой австралийской школы, которую посетила Т.Д. Жукова во время 39-я ежегодной конференции Международной Ассоциации школьных библиотек (IASL), на вопрос, какое у неё образование, ответила, что она и её коллеги продолжают учиться и на сегодняшний день в её копилке библиотечное и педагогическое образование. Также она окончила курсы по IT-технологиям, курсы нейробиологов и психологов, и все они продолжают своё профессиональное развитие с учётом новых задач своей школы. Библиотека в этой школе – главный, надпредметный кабинет, занимающий по площади территорию семи классных помещений, что даёт возможность проводить интегрированные уроки одновременно для пяти классов!
Сейчас наша ассоциация обратилась ко всем вузам культуры и нас поддержали ведущие библиотековеды, которые с нами активно работают на форумах в Пушкиногорье в направлении разработки новой инновационной программы и развития системы непрерывного образования школьных библиотекарей. Элементами этой системы будут и АПК и ППРО, и региональные институты повышения квалификации работников образования, вузы культуры и педвузы. Предстоит огромная работа, но именно такой вектор нашего развития поможет перейти российским школьным библиотекам в новое качество.
Коллеги, хочу высказаться по поводу статуса зав. школьной библиотекой.Школы Тамбовской области уже ворой или третий год работают по новой системе оплаты труда. Грозят, что в ближайшие годы все регионы перейдут на новую оплату труда. Это значит, что зар/плата работников школы зависит от колличества учеников. Так вот, как только мы перешли на такую оплату труда, в одночасье нам, так называемым, "зав. библиотеками" стали платить минимальную зарплату. В трудовой книге у нас записано, что мы зав. библиотеками, а на деле зар/плата нам начисляется как библиотекарям. Ставка 3460 руб. и + что не жалко директору. А директор старается поощрить учителя, а библиотекарь... и так будет работать на совесть. Вот мы и работаем.
Мне как раз кажется очень логичным введение в школах должности педагог-библиотекарь, особенно при условии введения в вузах такой специальности.
Большинство библиотекарей обижено именно тем, что в школе их относят к специалистам, техническим работникам, а не к педагогическому персоналу. Справедливая обида.
Давайте обратимся к задачам школьной библиотеки:
а) обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
Обратите внимание, для того, чтобы реализовать две цели из трех, библиотекарь должен быть педагогом, должен активно участвовать в образовательном процессе, чтобы реализовать такие задачи, как приобщение к чтению и формирование информационной культуры/грамотности.
Кроме того, в школе библиотекарь работает, прежде всего, с детьми, а значит, в первую очередь должен быть педагогом.
Наконец, есть еще такой нюанс – количество технического персонала в школе должно составлять определенный процент от педагогического состава. Отчасти поэтому и идут сокращения библиотекарей сегодня. Новая должность ставит библиотекаря на равную ногу с учителями(имхо).
Ираиде Игумновой. Так все-таки, как я понял, Вы - за педагогический статус. По крайней мере в Вашей конкретной ситуации он смог бы Вас защитить.
Валентина, хочу добавить, что две из трёх целей требуют использования интернета. Это не противоречит, просто дополняю Ваши рассуждения. Чтобы все "вытекающие" были ясны - и библиотекарям-педагогам, и тем, кто их готовит, и администрации школы заодно!
Я, пожалуй, соглашусь с Валентиной Антиповой. Библиотекарь-педагог оставит нас также в прочих.
А чем библиотекарь-педагог от обычного библиотекаря отличается
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

© 2007 — 2019 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены