ГрантыГрант ПрезидентаВ течение последних 4-х лет государство активно поддерживает деятельность российских некоммерческих организаций на основе субсидий и грантов. Распоряжение Президента Российской Федерации В рамках этой поддержки РШБА активно работает по реализации социально-значимых проектов в области образования. Например, в 2009 году на средства государственной поддержки был проведен Всероссийский форум школьных библиотекарей «Михайловское 2009», а также ряд других специальных мероприятий и акций для школьных библиотекарей России. В 2009-2010 гг. РШБА осуществляет реализацию проекта в области образования «Антикризисная программа поддержки школьных библиотек и их специалистов - защита и сохранение важнейшего социального института детства». Проект профессиональной общественной организации направлен на создание и развитие эффективной инфраструктуры, обеспечивающей системную политику развития школьных библиотек России, что особенно важно в условиях кризиса. Проект призван остановить кадровый кризис: социально защитить самую низкооплачиваемую группу работников образования – школьных библиотекарей, поднять их социальный статус. Проект также направлен на консолидацию школьного библиотечного сообщества, на социальную и профессиональную защиту школьного библиотекаря, так как только профессионально и социально защищенный специалист способен создать внутри школы качественную читательскую и инновационную среду в условиях культурного и информационного разрыва, в котором оказались многие российские школьники. Основная идея проекта – поддержать специалистов школьных библиотек, не допустить резкого сокращения их кадров, которые уже сегодня почти в 40% школ работают на 0,5 ставки, предложить реальные системные меры материальной и нематериальной мотивации лучших инновационно работающих специалистов, а также стимулировать лучших студентов библиотечных факультетов ВУЗов культуры, чтобы не допустить оттока молодых кадров из профессии. Проект предполагает организацию специальных призов и премий «За верность профессии» для школьных библиотекарей и адресные стипендии лучшим студентам библиотечно-информационных факультетов, а также будут использованы такие формы социальной и профессиональной поддержки, как организация дистанционных лекций на портале www.rusla.ru, мастер-классов, курсов повышения квалификации по темам «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях», «Тенденции инновационного развития библиотек общеобразовательных учреждений». Также проект предполагает различные формы информационно-методического сопровождения: специальные рубрики журнала «Школьная библиотека», заочные лекции лучших библиотековедов и специалистов по чтению, перевод, обобщение и широкую трансляцию международного и российского опыта в области развития школьных библиотек. В проекте этого года сделан акцент именно на социальную защиту, профессиональную и методическую поддержку конкретного школьного библиотекаря в условиях кризиса, а также студентов библиотечных факультетов, которые только готовятся прийти в профессию. Сегодня, несмотря на очень низкую оплату этого интеллектуального и социально важного труда, необходимо не допустить оттока и сокращения библиотечных кадров, особенно в школе. Проект позиционирует библиотеку общеобразовательного учреждения как важное пространство для развития инноваций педагогов, проектной деятельности и творчества учащихся, место дополнительного образования и формирования духовного мира читателя. Защищая интересы школьных библиотекарей, Ассоциация, прежде всего, защищает интересы российских детей, укрепляя важное пространство для их развития – школьную библиотеку. Акции и мероприятия, проведенные ассоциацией за последние 2 года, такие как I Съезд школьных библиотекарей Российской Федерации, Международный и Всероссийский форумы школьных библиотекарей «Михайловское 2008» и «Михайловское 2009», Месячник школьных библиотек «Школьные библиотеки – на повестке дня!», смогли привлечь внимание первых лиц государства к решению проблем школьных библиотек, накопившихся за многие десятилетия в этой области. Мероприятия получили широкий резонанс среди профессиональной общественности, сделали нашу профессиональную систему открытой и резонансной, а также эти мероприятия заложили основы общественно-государственных механизмов управления системой российских школьных библиотек. Таким образом, во многом была решена «внешняя» задача - создание благоприятных условий для деятельности и развития современной школьной библиотеки. И сегодня, в сложных условиях, стоит проблема решения «внутренней» задачи: развитие самосознания, способность к самоорганизации, усиление инновационных процессов, концептуальное осмысление миссии школьной библиотеки в глобальном обществе знаний. Сейчас особенно необходимо поддержать инновационное ядро специалистов профессии, а это в основном - уходящее поколение. Сочетание низкой зарплаты школьного библиотекаря, практически отсутствие его специальной подготовки и ветхие библиотечные фонды ставят под угрозу само существование этой социально важной профессии и важного социального института – школьной библиотеки. Но еще не пройдена «точка невозврата», когда ситуация станет необратимой и выйдет из-под контроля. Наш проект мы рассматриваем как переходный этап, который призван во многом смягчить кадровый кризис, закрепить профессиональное ядро и поддержать специалиста-библиотекаря, пока разрабатывается государственная система мер. Важным направлением в проекте является развитие региональных отделений ассоциации: информационно-методическая поддержка работы региональных отделений РШБА с региональными органами законодательной и исполнительной власти для ускорения процессов модернизации школьных библиотек на местах. Региональные отделения сегодня – это мощнейшие генераторы идей, предложений, конкретных рекомендаций и действий и трансляторы политики в области школьного библиотечного дела, выработанной на общих собраниях РШБА. Наш проект мы рассматриваем и как эффективный механизм реализации вышеперечисленных задач и как своеобразный «информационный» канал для широкой трансляции его идей и наработок. Цель проекта – позиционирование современной школьной библиотеки как важнейшего условия для развития и поддержки инноваций учителей и творчества учащихся, выработка и эффективная реализация механизмов общественно-государственного управления системой школьных библиотек, что будет способствовать созданию в школах России качественно новой образовательной среды. Задачи проекта:
Проект предусматривает следующие основные мероприятия:
|
|