Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Итоги конкурсов

Всероссийская общественная акция «Открытый урок «Мир без нацизма» 

Подведены итоги Всероссийской общественной акции «Открытый урок «Мир без нацизма».

В рамках акции были проведены 4 конкурса по категориям:
  • конкурс среди педагогов и библиотекарей «На лучший сценарий проведения «Открытого урока «Мир без нацизма»
  • конкурс эссе (сочинений) по темам: «Что для меня агрессия, ненависть и вражда в современном обществе?», «Библиотека – территория толерантности», «Герои-победители в моей семье (в моем городе)»
  • конкурс детских рисунков-плакатов «Мир без нацизма»
  • конкурс чтецов поэтических произведений по темам «Великий День Победы», «Пусть всегда будет мир»

Конкурс среди педагогов и библиотекарей «На лучший сценарий проведения «Открытого урока «Мир без нацизма»

Комментарий к экспертному отбору и оценке конкурсных работ

Акция «Открытый урок «Мир без нацизма» чрезвычайно актуальна сегодня, когда нацизм вновь поднимает голову в современном мире, полыхают локальные войны, тысячи мирных людей лишаются крова, здоровья и жизни, погибают дети... Свидетельством того, что учителя и школьные библиотекари нашей страны отозвались на эту акцию, горячо поддержали её своим участием, является огромная почта с конкурсными работами, в том числе и сценариями открытого урока «Мир без нацизма», - более тысячи писем!

География участия в конкурсе областей, краев, республик и городов Российской Федерации обширна, лидером по активности является Республика Татарстан, активны Карачаево-Черкесская Республика, Республика Бурятия, Якутский, Ханты-Мансийский Автономные округа, затем следуют Тюменская, Оренбургская, Пермская, Томская, Новосибирская, Челябинская, Свердловская области, Красноярский край, Омск, менее активны Воронежская, Белгородская, Рязанская, Смоленская, Волгоградская, Пензенская, Курганская, Ростовская области, Краснодарский край, сравнительно мало активны Тульская, Владимирская область, Саратов, Москва и Петербург.

Много работ хороших, по-настоящему творческих, написанных с большой любовью к школьникам и своему предмету. Критериями отбора таких работ были в первую очередь соответствие содержания сценария заявленным целям и задачам урока, качество отобранного литературно-художественного и музыкального материала, оригинальность формы урока, чувство меры и вкуса, языка автора сценария, предполагаемая в ходе урока активность учеников.

Думается, этим критериям в полной мере соответствуют такие творческие работы, как, например, разработанный для младших классов сценарий Детского фестиваля «Хорошо, что мы разные», написанный Рахимовой Л.М., учителем начальных классов МБОО «СОШ №25 имени 70-летия нефти Татарстана г. Альметьевска Республики Татарстан. В этом сценарии школьникам предлагается посетить деревни народов Республики Татарстан, поиграть в народные игры, послушать народные песни и легенды, познакомиться с народной мудростью; Для средней школы хороши будут сценарии открытых уроков, созданные Талеевой Мариной Валентиновной, педагогом-организатором из поселка Харута, - Классный час «Песни нашей Победы», «Блокаде Ленинграда посвящается…», интересный сценарий урока представила учитель изобразительного искусства Наталья Ивановна Носкова, также посвященный памяти военных лет, Великой Отечественной. Привлекают внимание сценарии учителя русского языка и литературы Хайруллинй Фирдии Фаимовны «Стихи о войне» и Чуприковой Эльзы Тагировны, учителя русского языка и литературы, Кочетовой Натальи Павловны, учителя истории. Это сценарий внеклассного мероприятия «У войны не женское лицо». Творчески подошла к конкурсной задаче Кожунова Елена Валерьевна. Она подготовила сценарий открытого урока для 6 — 7 классов по современному произведению, содержание урока составляет чтение и обсуждение книги французского писателя Ф.Павлофф «Коричневое утро», популярной за рубежом и достигшей тиража в полтора миллиона экземпляров, переведенной и изданной в нашей стране в 2011 году.

В сценариях уроков, разработанных для старших классов, особое внимание хотелось бы обратить на очень актуальные и практически полезные, информативные и интересные по форме и содержанию, посылающие специальные рекомендации школьникам, сценарии Вышутиной Г. П.- Классный час «Толерантность – это дружба», «Молодёжные группировки». Для старшеклассников Раева Татьяна Георгиевна, зав. библиотекой, разработала внеклассное мероприятие - Читательскую конференцию «Это надо не мертвым, это надо живым» по книге В. Быкова «Обелиск». Этот сценарий очень привлекателен замечательным текстом, подбором материалов, эстетической гармоничностью.

Не менее интересен и сценарий Ярковой Натальи Васильевны, учителя истории и обществознания, которая озаботилась тем, чтобы разъяснить школьникам 8- 10 классов, что же такое украинский нацизм, предложив сценарий урока “Украинский нацизм — история и современность», думается, что такой урок для старшеклассников будет очень своевременным для понимания событий на Украине. Гочияева Джамиля Гомалаевна, учитель истории и обществознания, придумала для учеников 10 — 11 классов урок — ролевую игру: проблемный интегрированный урок истории, включая краеведение, обществознание с элементами проектно-исследовательской деятельности: Заседание Комитета Государственной Думы.

Окончательный выбор победителей сделать очень трудно — так много замечательных, интересных, глубоких, творческих работ! Отрадно видеть, как много в нашей стране учителей и школьных библиотекарей, живущих в творческом поиске ответов на сложнейшие вопросы современности, беззаветно любящих своих учеников и читателей, свою профессию! Остаётся только пожелать им бодрости, устремленности в будущее, много творческих и духовных сил!

Лучшие сценарии

Младшие классы

  1. Рахимова Л.М., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Мугтасимова Альбина Киямутдиновна, учитель ритмики и танца первой квалификационной категории. Детский фестиваль «Хорошо, что мы разные». 2- 4 классы
  2. Кузнецова Ирина Александровна, учитель информатики, Шерстобитова Надежда Александровна, учитель начальных классов. Литературно-музыкальная композиция «За край родной». 2 – 4 классы
  3. Светикова Светлана Владимировна, музыкальный руководитель. Сценарий музыкально-литературной композиции в группах общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет «День Победы»

Средние классы

  1. Талеева Марина Валентиновна, педагог-организатор Классный час «Песни нашей Победы», «Блокаде Ленинграда посвящается…» 5 — 11 классы
  2. Носкова Наталья Ивановна, учитель изобразительного искусства. Акция «Мир без нацизма» под девизом «Нет фашизму!» 8 классы
  3. Хайруллина Фирдия Фаимовна учитель русского языка и литературы I квалификационной категории. Разработка открытого урока по русской литературе в 8 классе, проведенного в рамках акции «Мир без нацизма», на тему «Стихи о войне».
  4. Кожунова Елена Валерьевна. Открытый урок «Мир без нацизма». Чтение и обсуждение новеллы Ф.Павлофф «Коричневое утро». 6 – 7 классы
  5. Чуприкова Эльза Тагировна , учитель русского языка и литературы, Кочетова Наталья Павловна, учитель истории. Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо» 5 - 9 класс.
  6. Истрашкина А.С. «Час мужества» для студентов колледжа. (художественно – документальная программа, посвященная Великой Победе). (7 - 8 класс)

Старшие классы

  1. Вышутина Г. П. Классный час «Толерантность – это дружба», «Молодёжные группировки». 10 класс
  2. Раева Татьяна Георгиевна, зав. библиотекой . Разработка внеклассного мероприятия для 9–11 классов. Читательская конференция «Это надо не мертвым, это надо живым» по книге В. Быкова «Обелиск».
  3. Ступина О. Классный час «Мир без нацизма» - 10 класс
  4. Яркова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания. Урок «Нацизм: история и современность»: Украинский нацизм — история и современность. 8 - 11 классы.
  5. Гочияева Джамиля Гомалаевна, учитель истории и обществознания. Проблемный интегрированный урок истории, включая краеведение, обществознание с элементами проектно-исследовательской деятельности: Заседание Комитета Государственной Думы, - ролевая игра. 10 – 11 классы

***

Конкурс эссе (сочинений) по темам: «Что для меня агрессия, ненависть и вражда в современном обществе?», «Библиотека – территория толерантности», «Герои-победители в моей семье (в моем городе)»

Комментарий к экспертному отбору и оценке конкурсных работ

География присланных на конкурс акции «Открытый урок «Мир без нацизма» эссе очень обширна — от Севера до Юга Российской Федерации, от Ухты и Архангельска до Дагестана, Татарстана, Ставропольского и Краснодарского края. 

Наиболее удачной представляется тема для эссе «Герои — победители в моей семье». Эта тема дает школьникам всех возрастов широкие возможности для задушевных бесед со старшими родственниками об участниках Великой Отечественной войны в семье, знакомству с домашними архивами, с письмами фронтовиков, их документами, фотографиями, позволяет не только проникнуться атмосферой тех страшных лет, пережитых родными, но и более внимательно отнестись к историческим фактам этой войны, карте и картинам боевых действий. Всё это в целом безусловно оказывает сильное влияние на воспитание патриотических чувств школьников-участников конкурса, на укрепление их любви к нашей Родине и формирование созидательных основ их мировоззрения.

Непростой оказалась тема «Что для меня ненависть, агрессия и вражда в современном обществе?» Многие участники конкурса, даже старшеклассники, ученики 9 — 11 классов, прямо указывают в своих сочинениях, что обращались за помощью в осмыслении и истолковании этой темы к старшим — родителям, учителям, библиотекарям. Действительно, сама эта тема слишком сложна для школьников, тем более младших классов. Выделяются оригинальным замыслом, глубиной и попыткой с помощью художественных образов раскрыть эту тему рассказы Марии Чернышевой «Юрист» и «Сердце жестокое, сердце доброе...» Такой творческий подход к данной теме и такое удачное, на наш взгляд, её раскрытие заслуживают самой высокой оценки.Такой же непросто оказалась и тема «Библиотека — территория толерантности». 

В гораздо большей мере первая тема «Герои — победители в моей семье» - давала почву для того, чтобы оттолкнуться от знакомых, осознанных и прочувствованных явлений и фактов и пуститься в творческий «полёт». Отражение в тексте чувств автора при этом делают эти эссе особенно яркими и запоминающимися, а рассказанные живым языком эпизоды из военных лет по-настоящему интересными. И таких текстов было немало, выбрать самые лучшие из них поэтому было нелегко. Примером такого эссе может стать работа Анастасии Червоткиной «Фёдор и Шурочка», которую она назвала «Очерк о войне и любви».

Лучшие эссе

Тема: «Что для меня агрессия, ненависть, вражда в современном обществе?»

  • 1 место. Чернышова Мария, Волгоградской области, г. Калач-на-Дону, МБОУ СОШ№1. Что для меня агрессия, ненависть и вражда в современном обществе? Сердце жестокое, сердце доброе … Юрист
  • 2 место Дорошенко Виктория Денисовна. 5 класс. МАОУ СОШ № 48. Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Советская, 19 а. «Агрессия. Ненависть. Вражда»
  • 3 место Антропова Юлия Алексеевна, ученица 7 класса МБОУ ООШ №1 им.М.А.Погодина г.Полярный. «Что для меня агрессия, ненависть и вражда в современном обществе?»

Тема: «Герои — победители в моей семье»

  • 1 место Михайлова Анастасия, ученица 10 класса ГБОУ СОШ №619 г. Москва. «Настоящий подвиг» (Герои-победители в моей семье)
  • 2 место. Червоткина Анастасия.МБОУ СОШ № 1 г. Кольчугино. Фёдор и Шурочка. (о Войне и Любви) «Герои - победители в моей семье»
  • 3 место Пономарёва Евгения Павловна . 10 «Б» класс. МАОУ СОШ №9. "Пирожки для Дедушки» («Герои-победители в моей семье»)

Тема: Библиотека — территория толерантности

  • 1 место Баишева Гузель Фатиховна, ученица 10 класса, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Индерка Сосновоборского района Пензенской области. “Библиотека — территория толерантности»
  • 2 место Наумов Дмитрий. Ученик 7 класса. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района Новосибирской области школа-интернат основного общего образования. «Мы разные – но мы вместе» (Библиотека — зона толерантности)
  • 3 место Сребродольский Артем, ученик 1 «В» класса, МБОУ «СОШ №1 имени Максима Горького» «Школьная библиотека — территория толерантности»

***

Конкурс детских рисунков-плакатов «Мир без нацизма»

Комментарий к экспертному отбору и оценке конкурсных работ

На конкурс плакатов акции «Открытый урок «Мир без нацизма» участники прислали около 500 работ. Возраст участников от дошкольников (воспитанников детских садов) до старшеклассников и учащихся колледжей. Работы на конкурс присланы из самых разных регионов России: Рязань, Саратов, Магадан, Омск, Томск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Краснодарский край, Тюменская, Челябинская области, Санкт-Петербург, Москва, Ульяновск, Ямало-Ненецкий автономный округ и многие другие. Но безусловный лидер по количеству присланных работ - Республика Татарстан.

Наряду с работами оригинальными по сюжету и выполненными на хорошем художественном уровне были присланы и откровенно слабые работы, выполненные, что называется «на скорую руку».

Выбрать лучшие из работ достойных внимания было нелегко. Не только из-за большого количества работ, но и из-за возрастного диапазона участников. 

Лучшие плакаты

Младший возраст (до 4 класса включительно)

  • 1 место Гайворон Глеб Сергеевич «Мир для всех», 2006 г.р., г. Петухово, Курганская область МКОУ«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1», 1 класс
  • 2 место Пешков Никита Алексеевич «Сохраним нашу планету», 2004 г.р., г. Новосибирск МБОУ СОШ №192, 2 класс
  • 3 место Пронькина Софья Сергеевна «Нет войне!», 2003 г.р., г. Щекино Тульской области, «Средняя общеобразовательная школа № 1», 4 класс

Старший возраст (5-11 кл, учащиеся колледжей)
  • 1 место Сейфуллина Алина Рамилевна «Нет нацизму», 1998 г.р., РТ, Тукаевский район, с. Нижний Суык-Су, МБОУ Нижнесуыксинская СОШ, 9 класс
  • 2 место Сокова Анастасия Михайловна, «Мир без нацизма: очистим нашу Землю от «грязи»!», 1996 г.р., г. Рязань, СОШ МБОУ №14, 10 класс
  • 3 место Эмих Наталья Сергеевна «Остановим нацизм!», 2000 г.р., Алтайский край, г. Камень-на-Оби, МБОУ «Гимназии №5 имени Е.Е. Парфенова», 7 класс

***

Конкурс чтецов поэтических произведений по темам «Великий День Победы», «Пусть всегда будет мир»

Комментарий к экспертному отбору и оценке конкурсных работ

В конкурсе чтецов акции «Открытый урок «Мир без нацизма» приняли участие около 400 учащихся, их возраст от 7 до 17 лет. Свои работы прислали представители самых разных регионов нашей страны. Это города, посёлки и сёла Республики Коми, Республики Татарстан, Республики Карелия, Республики Дагестан, Краснодарского края, Челябинской, Тюменской, Смоленской, Самарской, Омской, Воронежской, Владимирской, Мурманской, Волгоградской областей, города Санкт-Петербург, Ставрополь, Оренбург, Калуга, Краснодар, Магнитогорск, Новоуральск, Череповец и многие другие.

Русская литература богата произведениями о Великой Отечественной войне, издано множество авторских и тематических сборников, хрестоматий. Однако участники конкурса выбирали для чтения очень ограниченный круг произведений. Создалось впечатление, что все они пользовались для выбора произведений одной и той же хрестоматией. Многократно звучали на конкурсе: «Варварство» Муссы Джалиля, «Зинка» Юлии Друниной, «До свидания, мальчики!» Булата Окуджавы, «Рассказ танкиста» Александра Твардовского, «Баллада о матери» Андрея Дементьева… Отчасти это облегчало задачу выбора лучших чтецов, но всё же хотелось бы большего разнообразия в выборе текстов.

Лучшие чтецы

1 место 

  • Борисова Вероника Анатоьевна, Борис Екимов «Под высоким крестом», МКОУ Октябрьский лицей, 11 класс, Волгоградск обл. Калачевский р-н
  • Бондаренко Даниил, Ю Левитанский «Ну что с того, что я там был», МКОУ Октябрьский лицей, 7 класс, Волгоградская обл., Калачевский р-н
2 место 
  • Матвеева Ульяна Алексеевна, 2004 г.р., Андрей Дементьев «Баллада о матери», г. Череповец
  • Кодоева Лиана, С. Михалков «Детский ботинок», ст. Архонская, МБОУ СОШ N2
3 место
  • Ефремова Юлия, 2003 г.р., Муса Джалиль «Варварство», Санкт-Петербург,ГБОУ СОШ № 125 Красногвардейского района, 4 класс
  • Селезнева Анастасия Сергеевна, 2001 г.р., Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова», Смоленская область, Гагаринский район, с. Баскаково , МБОУ «Баскаковская средняя школа», 6 класс
  • Закиров Динар Марсович, 2006 г.р., А.Твардовский «Рассказ танкиста», Самарская область, Волжский район, с. Лопатино, ГБОУ СОШ «ОЦ», 2 класс 
 

Подробнее о Всероссийской общественной акции «Открытый урок «Мы – наследники исторических побед» на базе 40 000 школьных библиотек Российской Федерации

 

Пресс-служба РШБА


Возврат к списку