Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры

      
     
   
         

 

Архив новостей

10.02.2019

8 способов помочь детям старшего возраста развить чувство воображения

Знаменитая американская писательница Урсула Ле Гуин, которая в 2000 году получила от Библиотеки Конгресса титул "живая легенда" за свой вклад в научно-популярную литературу и умерла в январе этого года в возрасте 88 лет, очень серьезно относилась к теме воображения.

«Как правило, в Америке к воображению относятся как к чему-то такому, что может пригодиться, когда не работает телевизор», - писала она в своей книге «Миры — моё дело: Записки о жизни и книгах» (Words Are My Matter: Writings About Life and Books). Но именно способность к воображению всегда движет творчеством, способствует ясному мышлению и рождает чувство гуманности.

«Я думаю, что воображение - это самый полезный инструмент, которым обладает человечество», - считала она.

Игры воображения свойственны всем детям, но это «привычка разума», которую нужно воспитывать и укреплять на протяжении всей жизни:

«Подросткам необходимо тренировать свое воображение так же, как и укреплять все основные жизненные навыки и духовно, и физически: для их роста, здоровья, учебы и удовольствия, - писала Ле Гуин. - Эта потребность сохраняется до тех пор, пока жив мозг».

Воображение имеет жизненно важное значение для ясного ума, но этому не учат и не особенно понимают, особенно среди учащихся старших классов. В опросе будущих педагогов, проведенном в 2007 году, 68 % респондентов сообщили, что, по их мнению, школьники должны уделять основное внимание запоминанию правильных ответов, а не творческому мышлению. В своем невероятно популярном выступлении на TED*, посвященному творческому подходу и школам, сэр Кен Робинсон отметил, что люди рождаются, наделенными творческим потенциалом и «нас от него отучают». Дженни Смит, в 2013 году окончившая среднюю школу Миллберн, сказала, что работа ее школы сосредоточена исключительно на академических критериях. «Никто не заботился о том, чтобы развивать наше воображение, - заявила она. - Была установленная учебная программа, и все ее придерживались».

*(Прим. TED (аббревиатура от англ. technology, entertainment, design; технологии, развлечения, дизайн) — американский частный некоммерческий фонд, известный прежде всего своими ежегодными конференциями)

Исследователь Венди Острофф, автор книги «Воспитание любопытства у учеников средних школ К-12», изучает феномен воображения и любознательности. Как и Робинсон, Острофф считает, что работа многих школ организована таким образом, чтобы выжать из детей остатки способности к воображению, данной им природой. «Школы очень зациклены на концепциях», - говорит она. Они сокращают творческие занятия, такие как искусство и драма, и «настоящие» предметы, где школьники действительно творят. Не располагая гибкостью и временем, учителя вынуждены повышать «успеваемость учащихся» и внимательно соблюдать план учебной программы. Школьники отвечают на это тем, что стараются угодить учителю и получить пятерки, и в процессе зачастую теряют к предмету всякий интерес. «Это противоречит воображению и творчеству», - заявляет Острофф.

Поскольку именно образное мышление развивает творческие способности и улучшает социальные и эмоциональные навыки студентов, учителя и школы просто обязаны учитывать это при планировании учебной программы. Острофф определила несколько стратегий, которыми могли бы воспользоваться учителя, чтобы пробудить у старшеклассников их дремлющие способности к воображению.

1. Предоставьте учащимся больше возможностей проявить самостоятельность

Если ослабить структуру класса и предоставить школьникам больше самостоятельности в их работе, то это может поспособствовать развитию их любознательности. Острофф призывает учителей «перевернуть систему», чтобы учащиеся поняли, что обучение для них, а не для учителей. На практике вы могли бы попросить учеников написать эссе и позволить им самим определить объем их сочинений, или сказать детям, что они могут сдать свои работы тогда, когда они будут готовы, а не в определенный день, или просто объявить «свободный период», когда учащиеся могут писать о том, что им вздумается. Кроме того, учителя могут предложить школьникам подумать над тем, по каким критериям оценивать работу или задание, и таким образом побудить детей к тому, чтобы задуматься над тем, как им оценивать свою собственную работу. «Когда подростки чувствуют, что они тут за главного, они начинают раскрываться», - говорит Острофф.

2. Попросите учащихся последить за результатами поисковых запросов Google

Поисковые системы, похоже, могут дать ответы на все вопросы, лишая тем самым учащихся возможности мыслить более пространно. По словам Острофф «Google - это только начало обучения, а не конец». Она рекомендует такое задание: попросите учеников поискать с помощью Google то, что им очень интересно. Затем предложите им открыть наиболее привлекательную ссылку, а затем еще одну. Они должны проследить за тем, что именно их заинтересовало в каждой ссылке, так у них разовьется осознанность собственного процесса поиска. Учащийся может начать с поиска «Майя», затем перейти к «украшениям, которые они носили майа», затем к «драгоценным металлам», затем к «добыче полезных ископаемых». Смысл в том, чтобы понять, что обучение - это не просто найти ответ; оно уходит намного глубже, к тому, чтобы разобраться в вопросе. Поиск Google должен быть началом более крупного запроса. «Учиться - значит увлекаться», - говорит Острофф.

3. Создавайте истории вместе

Чтение и рассказывание историй - эффективный способ обучения. Чтобы развить воображение учащихся, педагог может написать на листе бумаги несколько первых строк рассказа или стихотворения. Затем передать лист ученику, который добавит к этой истории несколько строк от себя. Задание переходит по очереди к каждому ученику, но каждый читает только то, что написал тот ученик, что был перед ним. (Для этого в процессе написания рассказа лист необходимо складывать, чтобы скрыть все, кроме последней надписи). Такой импровизированный сторителлинг с непредсказуемой развязкой увлечет детей и поможет им мыслить творчески.

4. Попытайтесь импровизировать

Импровизация, которая когда-то была прерогативой джазовых музыкантов и комедиантов, теперь нашла свое применение в бизнесе и в школах. Импровизация - это способ рассказывать истории или играть музыку без сценария. Один человек начинает рассказ с нескольких строк, этот рассказ продолжает его сосед, и так далее, пока каждый из группы не внесёт свою лепту. Нерушимое правило импровизации «да, и» - означает, что в рассказ принимается любое добавление, независимо от степени его случайности, и вплетается в общую историю. Импровизация разжигает творчество и спонтанность, а ее неофициальный тон придает уверенности слишком замкнутым или боязливым подросткам. Поскольку в импровизации есть доля игры, она также привносит в класс и в обучение некоторую легкость.

5. По возможности внедряйте реальный опыт

То, что может показаться безжизненным или неуместным в классе, может ожить, если ученики увидят, как предмет разыгрывается у них на глазах. Например, чтобы привнести энергию в науку или математику, учитель может отвести свой класс на выставку устройств, сделанных своими руками. На таких выставках дети (а иногда и взрослые) с помощью своего воображения и ума создают уникальные изобретения. Острофф также предлагает, например, просто прогуляться в поисках каких-нибудь вещей, из которых можно создавать скульптуры. Или, если поблизости находится какое-нибудь промышленное предприятие, то попросить у них что-то из отходов их производства и попробовать сконструировать технические механизмы. Еще одним интересным проектом для подростков станет создание «города-коробки», в котором учащиеся придумывают свои собственные здания и объединяют их в типовой город. Если делать все правильно, проект «город-коробка» принимает во внимание экономику, географию, историю и культуру, а также дает детям первое представление о дизайне и градостроительстве.

6. Поощряйте каляки-маляки

Чиркание и раскрашивание разных рисунков во время прослушивания является общепринятым и полезным фактом: оно позволяет человеку сосредоточиться и усиливает его интеллектуальную деятельность. Учителя могут извлечь выгоду из этого преимущества, включив каляки-маляки в классную работу. Например, можно раздать учащимся ноутбуки или бумагу, чтобы во время прослушивания они рисовали в них разные каракули, а потом попросить их сделать «анализ содержания каракулей». Кроме того, учителя могут попросить учащихся выбрать один или несколько рисунков для художественного проекта или объединить несколько рисунков в панно. Смысл в том, чтобы помнить о ценности рисования каракуль – о том, как оно развивает воображение и улучшает внимание — и вдохновить учащихся продолжать эту практику.

7. Придумайте «творческий совет» класса

Совет - это воображаемый орган, состоящий из мыслителей и экспертов. Ученики могли бы его “создать”, а затем с его помощью искать ответы на вопросы. Учитель может попросить учеников подумать и решить, какие люди из прошлого или настоящего могли бы “сидеть” в таком совете и выступать в качестве источника мудрости. Острофф подчеркивает: «Мы можем виртуально применять их знания, воображать и исследовать их потенциальные ответы и действия». Например, если учащиеся выбрали Мари Кюри, то они будут размышлять о том, как она ответит на поставленный вопрос. Как бы она подошла к этой проблеме? Что, по ее мнению, мы не учли? Такая практика позволит учащимся лучше понять мышление других людей и даже обеспечит своего рода «воображаемое наставничество».

8. Расслабьтесь

«В школе у детей складывается впечатление, что учиться не весело», - говорит Острофф. Особенно у старшеклассников, которым регулярно напоминают, что они должны серьезно относиться к учебе. В результате они теряют чувство игры и заменяют его мрачным стремлением все сделать правильно. На учителей в свою очередь давит груз учебной программы и стандартного тестирования, и все это упирается в сжатые временные рамки. Острофф понимает проблемы, с которыми вынуждены столкнуться учащиеся и педагоги, оказавшиеся в рамках модели эффективности образования. Ослабляя планы уроков, применяя импровизацию и предоставляя ученикам больше возможностей для самостоятельной работы, учителя могут немного снять напряжение и вернуть в процесс обучения радость и увлеченность.

Автор: Линда Фланаган (Linda Flanagan)

Источник: Австралийская ассоциация школьных библиотекарей http://www.asla.org.au

 


Возврат к списку

     

© 2007 — 2019 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свительство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены