Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Новости

30.11.2011

Оживающая классика

В России стартовал масштабный проект по пропаганде и популяризации чтения среди детей и подростков - I Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика». Официальный его старт был дан в эти дни в информационном агентстве РИА новости

Пресс-конференция началась с далеко не радужной статистики, которую предоставил В.В. Григорьев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в рамках отраслевого аналитического доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития». Доля россиян, не читающих книги, с 1996 г. по 2010 г. увеличилась с 20% до 37%. Доля же россиян, активно читающих книги, составила в 2010 г. только 23%, и эта цифра продолжает снижаться. Очевидно, что привить любовь к чтению взрослому человеку достаточно сложно, именно поэтому конкурс «Живая классика» направлен в первую очередь на популяризацию чтения среди детей и подростков.

Есть ли дорога навстречу книге? Думающими родителями, учителями, библиотекарями она старательно ищется. Но уже подтверждено опытом: силовыми методами задачи не решить. Надо искать нехоженые «тропинки». Одна из них - конкурс юных чтецов «Живая классика». Пилотный проект был опробован в прошлом учебном году в Санкт-Петербурге. В 2011-2012-м году этот перспективный проект стартует в общенациональном масштабе.

Впрочем, конкурсов с благородной задачей приобщения к высокой книжной культуре достаточно. Чем этот отличается от других? Во-первых, объясняет координатор конкурса Марина Смирнова, сегодня преобладают поэтические конкурсы. Однако читателями, то есть людьми, проводящими за книгами большое количество времени, мы чаще становимся, читая прозу. Во-вторых, большинство конкурсов являются тематическими, то есть посвящены какому-то определенному автору или событию. Мы же предлагаем детям читать то, что им действительно нравится, выбирать отрывки из своих любимых произведений – будь то детектив или фэнтези. Один из критериев оценки связан с самостоятельным и осознанным выбором текста (ребенок должен быть способен его аргументировать), демонстрирующим литературный вкус, формирование которого является одной из задач конкурса. Ребята слушают, что читают их сверстники, задумываются над решением членов жюри и таким образом бессознательно учатся анализировать, отличать хорошую литературу от не очень качественной. И наконец, большинство литературных конкурсов – локальные. Мы же стремимся сделать конкурс «Живая классика» настолько массовым, чтобы не участвовать в нем стало для ребят чем-то неприличным: пусть нечитающие школьники почувствуют себя белыми воронами! 11-12-летние подростки в большинстве своем очень увлекающиеся натуры. Для нас важно увлечь их чтением

То есть, «Живая классика» предлагает детям читать то, что нравится им самим: «прокрустово ложе» школьной программы отменяется. Пусть выберут то, что им интересно по правде, лучший отрывок из любимого произведения. Выбирая фрагмент из большой книги, мальчик и девочка не раз перечитают ее, а, стало быть, осмыслят. Здесь «тайная» задача конкурса – научить ребят думать над книгой. Причем, в том возрасте, когда это еще можно сделать. Важен возрастной параметр конкурса: его участники – 11-12-летние школьники. Психологи утверждают: 12 лет – тот рубеж, перейдя за который, не просто стать настоящим читателем: человек уже умеет жить без книги, переучить его будет трудно.

И все-таки как? Как заинтересовать ребенка книгой?

Подробно о механизме конкурса, условиях участия, составе жюри, оргкомитете, попечителях можно узнать на странице «I Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»

Однако не только известные имена могут привлечь детей, педагогов, библиотекарей к участию в конкурсе. Привлекательны не только достойные награды. Здесь у подростка достаточно так нужной ему свободы. Конкурс предлагает ребятам минимум ограничений: первый тур проводится без предварительного отбора: отказывать желающим выступить нельзя, равно как и принуждать к участию. Против пользования аудиокнигами возражений нет. Читать можно по памяти и по книге. Можно в костюме литературного героя и без. Приветствуется музыкальное сопровождение, возможно даже моноспектакль. Любой креатив – это хорошо.

Привлекательность этого масштабного проекта заключается также в том, что он интерактивный. В рамках конкурса будет существовать портал, некая площадка для участников, где они смогут общаться, обмениваться фотографиями и другими материалами. Предложено также принять участие в конкурсе на лучший вирусный ролик – короткий видеосюжет, объясняющий, как здорово быть читателем. То есть, легко и с юмором – о серьезном и важном. Вдобавок, к юным читателям могут присоединиться и юные фотографы. Фоторепортажи со школьного, районного и городского этапов конкурса также будут оценены жюри и определен победитель.

И последнее, что стоит добавить: проведение таких конкурсов – не просто благие пожелания, а опыт, проверенный временем. Более 50-ти лет подобные состязания проводятся в Германии с огромным размахом. 

Полвека назад немцы начали с малого; сегодня в конкурсе участвует 700 тысяч ребят.

По словам В.В. Григорьева, заместителя руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, на предложение принять участие в I Всероссийском Конкурсе юных чтецов в 2012 году откликнулось 83 региона; предполагается участие 2,5 млн. детей. «Мы хотим разбудить страну», - заявил он.

В заключение хочется добавить: успех конкурса будет все-таки во многом зависеть от нас, учителей, библиотекарей, родителей, журналистов. Откроем же нашим детям дорогу в мир живой классики!

Источник информации: Элла Щербаненко, директор по связям с общественностью МА «Живая классика»

Фотоматериалы по конкурсу 

 

Пресс-служба РШБА 


Возврат к списку