03.09.2012
Новое поколение школьных библиотек
6-7 августа 2012 года в Вильнюсе (Литва) прошла Международная конференция «Новое поколение школьных библиотек». Здесь собрались специалисты из США, Австралии, Италии, Литвы, России, интересующиеся деятельностью школьных библиотек и информационных центров.
Конференция была организована вильнюсским Центром развития образования (EDC) при поддержке Вильнюсского университета, в театральном зале (Theatre Hall) которого все и происходило.
В конференции приняли участие специалисты из Литвы, США, Малайзии, Италии и России. Они говорили о настоящем и будущем школьных библиотек, обсуждали актуальные вопросы.
Президент Международной ассоциации школьных библиотек Дилжит Сингх, отвечая корреспонденту на вопрос о роли современных школьных библиотек, сказал: «Во всем мире школьные библиотеки очень разные. Одни – очень передовые, другие – только формируются. Однако, я думаю, что все библиотеки объединяет общая цель – помочь детям развиваться, подготовить их к взрослой жизни. Школьные библиотеки могут выглядеть по разному, но они преследуют одни и те же цели».
Каждая библиотека сталкивается с теми, или иными проблемами, однако сегодня общемировая проблема – это низкий статус библиотекаря. Люди привыкли, что задача этих специалистов – выдача книг, но по мнению участников конференции, оценивая видимую часть, многие не понимают, какую интеллектуально ёмкую работу выполняют ежедневно сотрудники школьных библиотек.
«Главная сегодня проблема – изменить отношение общества к профессии библиотекаря, а что еще важнее – школьного библиотекаря, потому что школьная библиотека для многих наших детей является первой библиотекой в его жизни» – сказала президент Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Жукова.
Сегодня библиотека – это не просто пространство с книгами. Приоритеты работы её сотрудников – создать дружественную атмосферу для мыслительной деятельности детей.
«Сегодня все больше библиотек становятся электронными. Привычные для нас печатные издания переводятся в цифровой формат. Меняются функции самих библиотек. Это уже не просто читальное место, а пространство, где можно вместе учиться, общаться, выстраивать связи, дружить. В библиотеках должны работать те люди, которые способны заразить детей своими интересными идеями» – поделилась своим мнением директор Центра развития образования Виталия Буянаускене.
Сегодня трудно представить библиотеки без компьютера и интернета, однако специалисты считают, что не стоит торопиться, необходимо сочетать печатные и цифровые издания, а не исключать одно, или другое. Детям до 10-12 лет, например, рекомендуется читать печатные книги, потому что, прежде всего, в них выдержаны гигиенические нормы, призванные сберечь здоровье ребенка, а качественные цветные иллюстрации способствуют развитию образного мышления детей.
Будущее школьных библиотек, безусловно, связывают с сотрудничеством с телекоммуникационными компаниями. Информация должна быть более доступной и адаптированной для детей, а сами библиотеки – открытыми, неизолированными.
Татьяна Жукова, говоря о вовлечении в развитие школьных библиотек крупных интернет-провайдеров, разработчиков контента и технических средств, отметила, что со многими компаниями начались интересные совместные проекты после того, как РШБА позиционировала сообщество школьных библиотекарей России как сеть умных специалистов, способных транслировать их идеи.
Современная библиотека – это умная библиотека, где ученики могут найти не только источники информации, но и получить профессиональную педагогическую помощь. Это место, где они могут с пользой провести время и быть вовлеченными в культурную и общественную жизнь.
Видео-репортаж о Конференции
Видео презентации РШБА (youtube.com)
Пресс-служба РШБА