Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Новости

09.04.2013

Болонская книжная выставка 2013: главные тренды мирового рынка детской литературы

Юбилейная, 50-я книжная ярмарка в Болонье продемонстрировала, что рынок печатных детских книг остается наиболее динамично развивающимся сегментом мирового рынка.

Завершила свою работу 50-я детская книжная выставка в Болонье — главное событие для профессионалов детского книжного рынка со всего мира. Проходившая с 25 по 28 марта 2013 года юбилейная La Fiera del Libro Per Ragazzi собрала более 1200 экспонентов почти из 70 стран мира.

Настроение Болоньи-2013, которым охарактеризовали ярмарку многие издатели и журналисты отраслевой прессы, — «деловая, насыщенная, креативная».

Надо заметить, что простым посетителям вход на выставку закрыт, билеты в павильоны продаются только профессиональным участникам рынка. Но, несмотря на это, интерес к Болонье в этом году был настолько велик, что в первый день ярмарки к кассам выстроились огромные очереди. Видимо, возрастающий интерес к детскому сегменту книжного рынка — отчетливая тенденция не только в России, но и во всем мире, ведь и в прошлом году Болонья побила все рекорды по посещаемости.

Это вполне объяснимо — весенний форум в Болонье организаторы ярмарки и эксперты рынка встречали с оптимистичным слоганом «Прощай, падение!». По статистическим данным, мировой рынок детской книгопечатной продукции прекратил падать и по итогам 2012 года сократился всего на 0,02%, достигнув общего объема продаж 318 млн ф.ст. (480 млн в пересчете на доллары США). А на фоне падения других секторов детский сегмент существенно вырос в общей структуре рынка, достигнув в 2012 году доли в 21% — рекордного показателя для истории мирового книжного бизнеса.

Книжный форум расположился в четырех павильонах, экспоненты в которых были сгруппированы по географическому принципу: в 25-м и 26-м павильонах были представлены англоязычные участники, представлявшие США, Канаду, Великобританию, Австралию, Новую Зеландию, здесь же были выделены места и для крупнейших итальянских игроков книжного рынка. В соседних 29-м и 30-м павильонах расположились европейские, азиатские, центрально- и южноамериканские и африканские издатели. В этом же блоке, в 30-м павильоне размещался и коллективный российский стенд, кроме того, несколько отечественных издателей в этом году выставились в Болонье на собственных стендах.

Главный деловой тренд Болоньи, отмеченный большинством экспертов, — доминирование автономных (stand-alone) проектов, которые имеют потенциал для завоевания международных рынков и трансформации в глобальные бренды.

За причинами и подтверждениями этого тренда не нужно было далеко ходить — журнал Bookseller в специальном болонском выпуске опубликовал самые свежие рейтинги детских книг за прошедший период 2013 года на четырех ведущих рынках: США, Англии, Испании и Великобритании (данные были предоставлены компанией Nielsen Bookscan).

В рейтингах по-прежнему доминирует Джефф Кинни со своим книжным сериалом «Дневник слабака» — произведения об американском подростке-неудачнике Греге Хаффли занимают 10 позиций из 40 в общем рейтинге. Причем в этом году книги Кинни еще более упрочили свои международные позиции, и, по данным Nielsen Bookscan, только с начала 2013 года в рассматриваемых четырех странах было продано более 1,5 млн экземпляров «Дневника слабака».

В этой связи хочется отметить довольно слабый старт российского издания Джеффа Кинни: будучи выпущенным в конце 2012 года издательством «Рид Медиа», российский релиз оказался не настолько востребованным, судя по рейтингам детских книг, — в сводном рейтинге Pro-Books.ru c начала 2013 года «Слабак» попросту отсутствует. В чем здесь причина: в том, что в России фильмы, снятые по сериалу, не выходили на большом экране, или в пассивности в продвижении отечественного издателя, либо вообще в неприятии проекта отечественным читателем в силу менталитета — вопрос остается открытым. В любом случае в России пока издана только первая часть сериала (в США, между тем, в ноябре 2012 года был выпущен уже седьмой эпизод), и будем надеяться, что этот бренд находится только на стадии начала освоения российского книжного рынка.

Впрочем, не Кинни единым жив мировой детский книжный рынок: в чартах 2013 года наблюдается еще один сериальный бестселлер — издания о Свинке Пеппи (Peppa Pig), которые прочно оккупировали итальянский и испанский рынок (в итальянском рейтинге Пеппа заняла сразу 8 из 10 мест). Интересно, что этот, изначально британский книжных сериал, который в ТВ-версии выходит с 2004 года и транслируется в 180 странах мира, в англоязычных странах в бестселлерах отсутствует.

Подробную информацию о книжных бестселлерах мирового детского рынка вы можете найти ниже (источник: The Bookseller Daily at Bologna).

В связи с мировым триумфом книг Джеффа Кинни многие эксперты рынка отметили еще один важный тренд Болоньи-2013 — активный выход подавляющего большинства издателей в сегмент литературы для среднего школьного возраста. Успех бренда «Дневник слабака» вдохновил участников рынка на поиск новых «сериальных» брендов и активное освоение сегмента Young Adults Fiction. По словам литагентов и представителей крупных издательств, многие издатели сейчас разрабатывают или ищут для лицензирования бренды для детей среднего школьного возраста. Среди наиболее востребованных тем — иронично-юмористический жанр ситкомов а-ля «Дневник слабака», мистические триллеры для подростков, а также вновь набирающая обороты тема «супергероев». Но обязательным для всех запросов является сериальный формат произведений. Таким образом, после некоторого спада в прошлом, сегмент Young Adults переживает сейчас на мировых рынках перерождение.

Что касается цифр по всему рынку, то, как уже отмечалось выше, мировой детский рынок в 2012 году окреп, прекратил падение и занял рекордную долю в 21% от всего книжного рынка. Двумя главными триумфаторами года, обеспечившими рынку такой успех, эксперты признали Сьюзен Коллинз с ее серией «Голодные игры» и Дэвида Уоллиамса, английского актера и писателя, автора детских художественных книг для детей среднего возраста. При этом «Голодные игры» в 2012 году стали безусловным лидером мирового рынка, достигнув отметки в 12,1 млн ф.ст. (18,2 млн в пересчете на доллары США) и показав гигантский прирост на 864% по сравнению с продажами 2011 года.

Подробная информация о фикш-бестселлерах детского рынка за период февраль 2012 – февраль 2013 года приведена ниже (источник: Children’s Bookseller по данным Nielsen Bookscan).

Сьюзен Коллинз во многом помогла и своему издателю Scholastic вырваться на 5 место среди лидеров детского книжного рынка с приростом в 85,1% по итогам 2012 года. Общий же топ-10 мировых детских издателей выглядит следующим образом:

  1. Penguin — 19,2%
  2. HarperCollins —9,6%
  3. Hachette — 8,8%
  4. Scholastic — 7,3%
  5. Random House — 5,9%
  6. Usborne — 5,9%
  7. Pan Macmillan — 5,6%
  8. Egmont — 5,5%
  9. Walker — 2,8%
  10. Parragon — 2,8%

Между тем, организаторы Болонской ярмарки выбрали собственных героев среди детских издателей, вручив награды в ежегодной премии BOP, — лучших издательств каждого континента. Лучшим европейским издателем стал португальский Planeta Tangerina, северо-американским — Chronicle Books (США), по Азии награду получило индийское Tara Books, по Южной Америке — бразильское Cosac Naify, по Африке — Bakame Editions, а по Океании — новозеландское Gecko Press.

Важные тенденции рынка детской литературы были также озвучены на предшествующей самой ярмарке конференции TOC Bologna. Наибольший интерес на ней представляли доклады представителей аналитических сервисов Nielsen Bookscan и Bowker, озвучивших основные цифры и изменения по мировому рынку.

Два основных тренда, выявленных специалистами этих компаний, — это рост детской нонфикш-литературы и замедление роста электронных продаж. Представитель Nielsen отметил, что, несмотря на общее падение объемов книжного рынка, зафиксированного практически по всем мировым рынкам, детская литература «падает» в разы меньше, чем остальные сегменты. Например, в США рынок по итогам 2012 года сократился на 9,3%, при этом продажи детской литературы снизились только на 2,2%, в Британии аналогичные показатели выглядят как -7,2% и -3,7% соответственно. На примере британского рынка Nielsen Bookscan продемонстрировал, что от падения детский сегмент удерживает в немалой степени (помимо мировых брендов вроде Джеффа Кинни и Сьюзен Коллинз) и нонфикшн-продукция (книги-наклейки, книжная продукция под брендом Lego и прочие развивающие издания).

Специалисты Bowker осветили цифровой сегмент детского книжного рынка, отметив зафиксированное ими замедление роста продаж е-книг для детей. В частности, в США, по данным компании, в 4-м квартале 2012 года электронные продажи резко потеряли в общем объеме детского рынка, упав с 20% до 15%, что сильно контрастирует с ростом е-книг во «взрослой» литературе.

Электронная продукция вообще мало бросалась в глаза в павильонах Болоньи-2013 — как и в прошлые годы это были небольшие и малопосещаемые цифровые островки среди цветущего оазиса великолепно оформленных стендов традиционных издателей. Тем не менее, на той же TOC Bologna обсудили и детские е-книги, и основными тенденциями, которые выявили участники дискуссии, стали все то же, как и в традиционных книжных форматах, построение брендов и их доминирование на рынке, переход к все более интерактивным проектам и, в частности, внедрение технологий, которые позволят юным читателям принимать самостоятельные решения при чтении е-книг или обучении с их помощью.

Если же подводить итоги ярмарки, то хочется согласиться с оптимистическим взглядом на будущее большинства участников и экспертов рынка — детский сегмент не только не падает, но и занимает все более доминирующие позиции в структуре мирового книжного рынка. И, как было заявлено на одном из рекламных плакатов Болоньи-2013: «Еще никогда не было лучшего момента, чтобы выйти на рынок детской книги».

Автор статьи: Андрей Грачев

Источник информации: http://www.pro-books.ru/sitearticles/12116


Возврат к списку