Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Новости

12.10.2017

Библиотеки интеллектуальных школ Назарбаева: Развитие функциональной грамотности и навыков чтения

Предлагаем ознакомиться с выдержками из доклада казахстанских коллег, представленного на конференции ИАСЛ-2017 (4-8 августа, Калифорния, США). Полную версию доклада читайте в ближайших выпусках журнала "Школьная библиотека".

Интеллектуальные школы Назарбаева (NIS) являются экспериментальной площадкой для внедрения новаторских подходов в преподавании и обучении официальной системы образования Казахстана. Ключевым элементом школ NIS является воспитание мультикультурных, самостоятельных учащихся, и библиотека, безусловно, играет важную роль в формировании и развитии школьников. В докладе представлены практические знания библиотекарей NIS, полученные с помощью таких практик, как использование прикладных игровых методов для продвижения чтения, развитие информационной и функциональной грамотности, развитие исследовательских навыков и развитие функциональной грамотности.

Деятельность школьной библиотеки не должна ограничиваться; школьная библиотека является центром чтения, творчества и интеллектуального развития. Используя новые методы, постоянно совершенствуя и поддерживая дружественную атмосферу, школьная библиотека сможет оставаться актуальной для учащихся. Кроме того, при изучении мира чтения, развитии воображения и школьных дисциплин, школьный библиотекарь будет выступать для учащихся в качестве руководителя.

Формирование навыков функциональной грамотности и чтения у школьников

Развитие навыков чтения является одной из актуальных задач не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества, о чем свидетельствуют результаты исследования Программы международной оценки учащихся (PISA), в которой сравнивались навыки школьников со всего мира в возрасте 15-ти лет. Согласно результатам проведённой в 2009 году проверки навыков чтения, из 65 стран мира казахстанские школьники заняли 62 место. Для решения этой проблемы в библиотеках интеллектуальных школ Назарбаева применялись самые различные методы, в том числе: “Ключевое слово Шестигранник”, краткие изложения, графические организаторы, "Затемненная поэзия" и многое другое. Эти методы были изучены на курсах повышения квалификации, организованных университетами Соединенных Штатов Америки, Сингапура и Финляндии, а также посредством участия в Международных конференциях ИФЛА и IASL.

Кроме того, ежегодно в школах NIS проводились семинары и практикумы с приглашенными международными экспертами из Южной Кореи, Малайзии и России. Эти курсы позволили библиотекам NIS через опыт иностранных библиотекарей ознакомиться с различными точками зрения и развить свой собственный потенциал школьных библиотекарей. По окончании таких тренингов педагоги-библиотекари интеллектуальных школ Назарбаева активно обмениваются и демонстрируют полученные знания своим коллегам по всей стране. В целях улучшения работы библиотек государственных школ и, чтобы помочь им во внедрении новых методов развития навыков чтения и функциональной грамотности, с 2013 по 2017 гг. в Казахстане было проведено 225 обучающих семинаров для 3585 библиотек государственных школ.

Для продвижения чтения в школьной библиотеке очень актуальными остаются активные игровые методы работы с книгой. Вот только некоторые из проводимых мероприятий: "Найди название книги", "Угадай книгу”, “Книги покоряют мир”, "Книжное лото” и "Книжный поиск". Участвуя в таких занятиях, у учащихся возникает чувство удовлетворения и мотивации, а также свобода самовыражения. Для популяризации книг и поощрения у школьников интереса к чтению проводятся различные виды библиотечных мероприятий, таких как: “БиблиоСумерки”, “Ловите чтение на обед”, “Библиотека без границ”, “Книжный удар”, “Учитель-дублёр ”, “Сладкая викторина”, “1,2,3" и многие другие. Такие мероприятия дают возможность педагогам-библиотекарям изучить психологические особенности учащихся, развить их коммуникативные навыки и выявить любые творческие наклонности, которыми они обладают.

Поддержка и руководство обучением чтению является стратегически важным элементом образовательного процесса, инструментом повышения интеллектуального потенциала, а также творческого и социального развития учащихся. В наш век новых информационных технологий, когда повсеместно происходят значительные изменения в образовании, работа педагога-библиотекаря в интеллектуальных школах Назарбаева направлена на формирование навыков чтения, функциональной грамотности, исследовательских навыков и критического мышления. Это осуществляется посредством различных форм и методик, чтобы сформировать высоконравственного, интеллектуального, грамотного, поликультурного гражданина, который также является патриотом своей страны и готов к обучению на протяжении всей жизни.

Интеллектуальные школы Назарбаева: http://www.nis.edu.kz

 

Пресс-служба РШБА


Возврат к списку