12.03.2019
Обучение при поддержке библиотеки
Обучение занимает центральное место в общедоступных библиотеках Дании и концепциях развития библиотек в будущем. Но какие же компетенции требуются в библиотеках, для того чтобы заниматься обучением?
Согласно Закону Дании об общедоступных библиотеках, цель общедоступных библиотек заключается в «содействии просвещению, образованию и культурной деятельности через предоставление доступа к подходящим материалам». Кто-то может представить, что интерес к обучению заключается в учебных пособиях из фонда библиотеки или организации распространения образовательных ресурсов, но в большей степени он сосредоточен на мероприятиях и акциях.
Ниже приведены некоторые примеры, которые представят общую картину того, как библиотеки Дании справляются с этой задачей и что для этого требуется.
Мотивировать и направлять
Язык – самый важный культурный инструмент и очевидная область внимания библиотек. Национальный проект «Книжный Старт» (Book Start) дает маленьким детям доступ к литературе в отдаленных жилых районах. В контексте обучения центром внимания является языковое развитие детей, а не современные литературные материалы.
Благодаря проекту «Книжный Старт» дети, которые в ином случае могли не столкнуться с литературой, получают опыт работы с письменным языком, что среди прочего может улучшить их способности к обучению чтению в школе.
Но в некотором роде родители детей – это первоочередная целевая группа проекта «Книжный старт». Они именно те, кто должен (учится) читать с детьми, в то время как задача библиотеки состоит в содействии чтению как социальной деятельности семей с маленькими детьми. Это происходит через предоставление доступа к подходящим материалам, но в частности через популяризацию, мотивацию и направление.
Цифровые граждане и цифровая культура
Как и в случае с языком, информационные технологии – культурный инструмент, который вы должны освоить. Обучение граждан использованию информационных технологий стало социальным требованием не только в связи с концентрацией общественного внимания на дигитализации и самообслуживании. Библиотеки оказали поддержку обучению, став местом действия совместных общественных акций и ИТ-кафе, а также предлагая курсы компьютерной грамотности для начинающих.
Предложения группового обучения бросили вызов профессиональной идентичности. Говоря в контексте педагогики, курсы стали более профессиональными благодаря стандартной концепции обучения информационным технологиям. Но кто-то может усомниться в целесообразности развития навыков персонала в направлении наращивания объемов путем воспроизводства модели обучения вместо расширения дидактических компетенций.
Развивайте технические компетенции
Повышение осведомленности общественности об информационных технологиях находится в большем приоритете, чем дигитализация общества, а технологии постоянно развиваются. Проект «Библиотех» в Хорсенсе, Ютландия, имеет дело с представлением и распространением технологий и гаджетов в библиотеке. Как и проект «Книжный старт» идея заключается в том, чтобы библиотеки давали людям возможность соприкоснуться с культурными инструментами и узнать их лучше.
Опыт Хорсенса говорит нам также и о том, библиотеки не могут решить задачу, просто предоставляя доступ к материалам – популяризация и социальная работа необходимы для распространения материалов, а для большей части сотрудников и для развития их технических компетенций, если библиотека как институт должна быть способна исполнить роль гида по технологиям
Библиотеки и обучение в школе
В последние несколько лет школьная реформа сделала актуальным сотрудничество государственных школ с внешними партнерами, в связи чем встал вопрос о том, что общедоступные библиотеки могут предложить. Тема была расширена в каталогах – источниках вдохновения, местных библиотечных курсах, проектах по развитию и т.д. Государственная школа берет за основу своей работы образовательные задачи и очень хорошо знает о необходимых результатах. Само по себе это может оказаться очень полезным для библиотек.
Как и в случае с информационными технологиями, для сотрудничества со школами библиотекам необходимо уточнить свой профиль в этом сотрудничестве. Какие образовательные мероприятия в школе может поддержать библиотека и как она это сделает? В контексте сотрудничества со школами проект «Новое обучение» г. Силькеборга попытался определить современную библиотечную дидактику, чтобы определить, что именно входит в функции библиотек, и почему действительность такая, какая есть, а также установить, как функции могут быть реализованы.
Устойчивая работа с обучением
В работе общедоступных библиотек в сфере поддержки обучения необходим широкий спектр профессиональных и дидактических компетенций. Категория под названием «подходящие материалы» была радикально расширена, например, устройствами Bibliotech, мастерскими FabLab и архетипами The Human Library. Итак, переход с материалов к акциям и мероприятиям уже происходит, и он требует более пристального взгляда на мотивационный аспект обучения.
Говоря шире, есть потребность в более глубоком анализе и понимании образовательной деятельности библиотек и среды, для того чтобы развить дидактическое воображение посредством экспериментов и оценки.
Автор: Хенрик Стен Йенсен - Датское агентство по культуре и памятникам, член профессиональной группы по вопросам обучения, которому содействует библиотека, при Правлении Союза библиотекарей Дании, FaBuLær.
Источник: slq.nu