
Грант Президента
В течение последних 4-х лет государство активно поддерживает деятельность российских некоммерческих организаций на основе субсидий и грантов.
Распоряжение Президента Российской Федерации
В рамках этой поддержки РШБА активно работает по реализации социально-значимых проектов в области образования.
Например, в 2009 году на средства государственной поддержки был проведен Всероссийский форум школьных библиотекарей «Михайловское 2009», а также ряд других специальных мероприятий и акций для школьных библиотекарей России.
В 2009-2010 гг. РШБА осуществляет реализацию проекта в области образования «Антикризисная программа поддержки школьных библиотек и их специалистов - защита и сохранение важнейшего социального института детства».
Проект профессиональной общественной организации направлен на создание и развитие эффективной инфраструктуры, обеспечивающей системную политику развития школьных библиотек России, что особенно важно в условиях кризиса.
Проект призван остановить кадровый кризис: социально защитить самую низкооплачиваемую группу работников образования – школьных библиотекарей, поднять их социальный статус.
Проект также направлен на консолидацию школьного библиотечного сообщества, на социальную и профессиональную защиту школьного библиотекаря, так как только профессионально и социально защищенный специалист способен создать внутри школы качественную читательскую и инновационную среду в условиях культурного и информационного разрыва, в котором оказались многие российские школьники.
Основная идея проекта – поддержать специалистов школьных библиотек, не допустить резкого сокращения их кадров, которые уже сегодня почти в 40% школ работают на 0,5 ставки, предложить реальные системные меры материальной и нематериальной мотивации лучших инновационно работающих специалистов, а также стимулировать лучших студентов библиотечных факультетов ВУЗов культуры, чтобы не допустить оттока молодых кадров из профессии.
Проект предполагает организацию специальных призов и премий «За верность профессии» для школьных библиотекарей и адресные стипендии лучшим студентам библиотечно-информационных факультетов, а также будут использованы такие формы социальной и профессиональной поддержки, как организация дистанционных лекций на портале www.rusla.ru, мастер-классов, курсов повышения квалификации по темам «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях», «Тенденции инновационного развития библиотек общеобразовательных учреждений».
Также проект предполагает различные формы информационно-методического сопровождения: специальные рубрики журнала «Школьная библиотека», заочные лекции лучших библиотековедов и специалистов по чтению, перевод, обобщение и широкую трансляцию международного и российского опыта в области развития школьных библиотек.
В проекте этого года сделан акцент именно на социальную защиту, профессиональную и методическую поддержку конкретного школьного библиотекаря в условиях кризиса, а также студентов библиотечных факультетов, которые только готовятся прийти в профессию. Сегодня, несмотря на очень низкую оплату этого интеллектуального и социально важного труда, необходимо не допустить оттока и сокращения библиотечных кадров, особенно в школе.
Проект позиционирует библиотеку общеобразовательного учреждения как важное пространство для развития инноваций педагогов, проектной деятельности и творчества учащихся, место дополнительного образования и формирования духовного мира читателя.
Защищая интересы школьных библиотекарей, Ассоциация, прежде всего, защищает интересы российских детей, укрепляя важное пространство для их развития – школьную библиотеку.
Акции и мероприятия, проведенные ассоциацией за последние 2 года, такие как I Съезд школьных библиотекарей Российской Федерации, Международный и Всероссийский форумы школьных библиотекарей «Михайловское 2008» и «Михайловское 2009», Месячник школьных библиотек «Школьные библиотеки – на повестке дня!», смогли привлечь внимание первых лиц государства к решению проблем школьных библиотек, накопившихся за многие десятилетия в этой области.
Мероприятия получили широкий резонанс среди профессиональной общественности, сделали нашу профессиональную систему открытой и резонансной, а также эти мероприятия заложили основы общественно-государственных механизмов управления системой российских школьных библиотек.
Таким образом, во многом была решена «внешняя» задача - создание благоприятных условий для деятельности и развития современной школьной библиотеки.
И сегодня, в сложных условиях, стоит проблема решения «внутренней» задачи: развитие самосознания, способность к самоорганизации, усиление инновационных процессов, концептуальное осмысление миссии школьной библиотеки в глобальном обществе знаний.
Сейчас особенно необходимо поддержать инновационное ядро специалистов профессии, а это в основном - уходящее поколение. Сочетание низкой зарплаты школьного библиотекаря, практически отсутствие его специальной подготовки и ветхие библиотечные фонды ставят под угрозу само существование этой социально важной профессии и важного социального института – школьной библиотеки. Но еще не пройдена «точка невозврата», когда ситуация станет необратимой и выйдет из-под контроля.
Наш проект мы рассматриваем как переходный этап, который призван во многом смягчить кадровый кризис, закрепить профессиональное ядро и поддержать специалиста-библиотекаря, пока разрабатывается государственная система мер.
Важным направлением в проекте является развитие региональных отделений ассоциации: информационно-методическая поддержка работы региональных отделений РШБА с региональными органами законодательной и исполнительной власти для ускорения процессов модернизации школьных библиотек на местах.
Региональные отделения сегодня – это мощнейшие генераторы идей, предложений, конкретных рекомендаций и действий и трансляторы политики в области школьного библиотечного дела, выработанной на общих собраниях РШБА.
Наш проект мы рассматриваем и как эффективный механизм реализации вышеперечисленных задач и как своеобразный «информационный» канал для широкой трансляции его идей и наработок.
Цель проекта – позиционирование современной школьной библиотеки как важнейшего условия для развития и поддержки инноваций учителей и творчества учащихся, выработка и эффективная реализация механизмов общественно-государственного управления системой школьных библиотек, что будет способствовать созданию в школах России качественно новой образовательной среды.
Задачи проекта:
-
интегрирование школьных библиотекарей в сплоченное библиотечное сообщество с хорошо налаженными коммуникациями;
-
поддержка инновационной деятельности школьных библиотекарей;
-
«региональное строительство» – поддержка и развитие деятельности региональных представительств ассоциации, которые уже сегодня работают не «вместо» региональной власти, а «вместе», активно участвуя в процессах, которые происходят в системе образования сегодня;
-
создание эффективных общественно-государственных механизмов управления для решения социально-профессиональных проблем школьных библиотек;
-
организация эффективного взаимодействия с другими общественными профессиональными объединениями;
-
реализация магистральных проектов РШБА одновременно во многих федеральных округах;
-
расширение информационной среды для специалистов в области школьного образования.
Проект предусматривает следующие основные мероприятия:
-
Организация специальной премии для школьных библиотекарей «За верность профессии»
-
Учреждение стипендий лучшим студентам библиотечно-информационных факультетов Вузов культуры России
-
Организация мастер-классов и курсов повышения квалификации школьных библиотекарей в рамках Всероссийского форума школьных библиотекарей «Михайловское 2010»
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года№160-рп» |