28.02.2010
Школьные библиотекари в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина
г. Санкт-Петербург
C 28 февраля по 4 марта 2010 года в г. Санкт-Петербург прошел Съезд школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа «Школьная библиотека — центр притяжения».
Организаторами выступили:
-
Аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
-
ФГБУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина»
-
Русская школьная библиотечная ассоциация
-
Российская библиотечная ассоциация
при поддержке:
Главная цель Съезда – объединение усилий федеральных и региональных органов власти, библиотечной, педагогической и родительской общественности, бизнес-сообществ для выравнивания развития школьных библиотек и обеспечения их деятельности как базовых структур процессов модернизации российского образования в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Церемония торжественного открытия Съезда проходила в большом зале Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. От Президентской библиотеки с приветственным словом выступил заместитель генерального директора Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина Сергей Михайлович Макеев. С официальными приветственными обращениями, направленными делегатам Съезда обратились:
1. Евгений Иванович Макаров, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебанова;
2. Надежда Сергеевна Шумейко, помощник Депутата Государственной Думы С.С. Журовой;
3. Лариса Витальевна Шмелькова, советник отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России;
4. Наталья Алексеевна Заиченко, заместитель Председателя Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга;
5. Сергей Александрович Лисицын, ректор Ленинградского областного института развития образования:
Большинство докладов было посвящено актуальным вопросам работы школьных библиотек, современным тенденциям в сфере информационной культуры и опыту их воплощения.
С докладами на Пленарном заседании выступили:
Лариса Витальевна Шмелькова, советник отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
«В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. К условиям реализации программы «Наша новая школа» относится и школьная библиотека, которая должна быть укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам, а также иметь сильный фонд художественной и познавательной литературы, справочно-библиографические и периодические издания <…>».
Татьяна Дмитриевна Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации:
«<…> Без целенаправленной государственной поддержки и политики патернализма — отеческого отношения государства к школьным библиотекам, самая большая библиотечная сеть страны рискует утратить свой потенциал в качестве важнейшего социального института духовно-нравственного воспитания детей, развития их интеллектуальных и творческих способностей, а ее воссоздание в будущем придется осуществлять заново, с многократным перерасходом ресурсов, времени и серьезными социальными рисками <...>
Стратегическими направлениями библиотечной политики в области школьных библиотек должны стать:
-
Формирование общественно-государственной системы управления школьными библиотеками;
-
Интеграция программ модернизации школьных библиотек в общенациональные, региональные и местные программы в области библиотечного дела и образования, прежде всего в национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»;
-
Незамедлительное восстановление и актуализация фондов школьных библиотек,
-
Повышение кадрового потенциала школьных библиотек».
Доклад Т.Д. Жуковой
Луиза Маркуардт, Президент Ассоциации школьных библиотек Европы, профессор кафедры библиографии и библиотековедения педагогического факультета Университета, г. Рим, Италия:
«Директора школ, учителя, родители, представители власти, СМИ должны быть хорошо осведомлены о положительной корреляции между школьным образованием и библиотекой, которая находится в центре школы, постоянно модернизируясь и развиваясь.
Открывающиеся сегодня новые рубежи в области информационной грамотности и инновационного образования стимулируют и вдохновляют школьных библиотекарей демонстрировать необходимость и полезность своей работы в деле разработки школьных учебных программ и развитии местного сообщества <…>».
Наталья Ивановна Гендина, доктор педагогических наук, директор НИИ информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств, профессор. «Формирование информационной культуры личности в контексте задач инновационного образования: возможности школьной библиотеки»:
«Новая миссия школьной библиотеки – подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе и обществе знаний.
Результатом инновационного образования должна стать подготовка специалиста качественно нового типа, который способен постоянно учиться и учить других, необходимым компонентом его деятельности должны стать инновации, производительность его умственного труда не измеряется количеством или объемом, ее главный показатель – качество <…>».
Елена Николаевна Ястребцева, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией «Школьная медиатека» ИСиМО РАО «Чему и как учить и учиться? - Библиотекарь в Концепции развития школьной библиотеки образовательного учреждения».
Елена Борисовна Грузнова, начальник отдела формирования и обработки информационных ресурсов Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина «Информационные ресурсы Президентской библиотеке в деле воспитания и образования подрастающего поколения».
Светлана Николаевна Гайфутдинова, зав. библиотекой МОУ СОШ № 71 г. Краснодар, победитель Всероссийского конкурса «Школьный библиотекарь года» - 2009 «Моя профессия – школьный библиотекарь»:
«<…>Сегодня необходимо использовать огромный потенциал школьных библиотек, который очевиден, но нуждается в государственной поддержке и законодательной, и финансовой. У датского философа Сёрена Кьеркегора есть удивительно мудрые слова: «Идти вперёд – значит потерять покой. Оставаться на месте – значит потерять себя». Покой я потеряла давно, значит, есть надежда, что не потеряю себя. Впереди множество проектов и планов, ведь я – школьный библиотекарь!».
Пленарное заседание в полном объеме транслировалось по Интернет-каналам с сайта Президентской библиотеки.
Делегации из регионов (Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Калининградской, Архангельской областей) развернули выставку инновационного регионального опыта работы школьных библиотек, вызвавшую оживленный интерес у гостей съезда и многочисленных представителей СМИ.
Говоря в своем интервью корреспондентам многочисленных теле и радио каналов о важности формирования инновационного мышления у молодых россиян, Т.Д. Жукова отметила:
«Инновации требуют широко мыслящих людей, а для того, чтобы их взращивать, нужна соответствующая среда. Чтобы вырастить достойное думающее поколение россиян, необходимо инвестировать средства именно в детей – в библиотеки для детей и юношества…»
Специально для СМИ был проведён открытый семинар по организации работы библиотек в коррекционных школах-интернатах. В его работе приняли участие кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. Герцена Кудрина Светлана Владимировна. Семинар прошёл на примере работы библиотеки Ненецкой общеобразовательной средней школы-интерната им. А.П. Пырерки, г. Нарьян-Мар (заведующая библиотекой Коткина И.В.)
После пленарного заседания была организована экскурсия по рабочим залам библиотеки, в ходе которой гости съезда познакомились с новейшими технологиями работы с электронными документами, составляющими основной ее фонд. Заведующая библиотекой Псковского областного ИПКРО В.Б. Антипова прокомментировала увиденное:
«…Сильное впечатление на меня произвела Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, которая продемонстрировала не только уникальное сочетание самых передовых информационных технологий с торжественным интерьером позднего классицизма, но и отношение правительства к библиотекам, осознание того, что библиотека – это важный институт современного общества и она должна соответствовать требованиям времени».
В мероприятиях съезда приняли участие 250 человек –школьные библиотекари, методисты по библиотечным фондам, специалисты местных органов управления образования из 10 субъектов Северо-Западного федерального округа и других регионов, представители государственных органов власти, общественных организаций, ведущих российских издательств, деятели науки и культуры.
Рабочая Программа Съезда была составлена таким образом, чтобы участники получили реальную возможность обсудить инновационный опыт коллег и современные достижения библиотечной науки и практики, современных интернет-технологий, направленных на ускорение процессов модернизации современных библиотек образовательных учреждений, способных стать ведущим культурным, духовным и интеллектуальным ресурсом учащихся, местом эффективных коммуникаций и преодоления барьеров культурного и социального характера, а также центром формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса.
В течение 4-х дней работали секции, круглые столы, библиотечная школа, инновационная и дискуссионная площадки. мастер-классы, выставка книжной и медиа продукции для школьных библиотек. Делегаты получили подарки от приехавших на съезд издательств, оказавших, помимо этого, активную спонсорскую поддержку при организации съезда.
Делясь своими впечатлениями о съезде, руководитель делегации из Калининградской области В.А. Штаненко так выразила душевный настрой своих коллег:
«Съезд показал консолидацию школьного библиотечного сообщества и профессиональную стойкость в деле достижения главной цели – реализации конституционных прав детей на получение информации, основным провайдером которой является институт школьных библиотек. Заверяем школьное библиотечное сообщество России в стремлении калининградских школьных библиотекарей поддерживать все проекты РШБА, направленные на достижение этой цели...».
Итогом Съезда стали рекомендации в адрес законодательной и исполнительной власти России по модернизации школьных библиотек с целью реализации права детей на доступ к культурным ценностям.
Проект рекомендаций Cъезда
Программа Cъезда
Буклет
Фотогалерея
Фильм о Съезде
СМИ о Съезде:
Оргкомитет благодарит издательства и книготорговые предприятия, оказавшие спонсорскую поддержку при подготовке и проведении съезда: