Вход в Личный Кабинет РШБА
эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:


ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:


НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

       

 

Калейдоскоп новостей

22.03.2013

Медиа и информационная грамотность в России и странах СНГ

Результаты исследования «Медиа и информационная грамотность в России и странах СНГ», проведенного директором НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, заслуженным деятелем науки РФ, профессором Н.И.Гендиной, представлены ЮНЕСКО на английском языке в серии исследовательских публикаций, приуроченных к проведению Первой международной обзорной встречи WSIS+10 «Построение обществ знаний в интересах мира и устойчивого развития» (Париж, 25-27 февраля 2013 г.).

25−27 февраля 2013 года в штабе квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась Первая международная обзорная встреча «WSIS+10. Построение обществ знания в интересах мира и устойчивого развития». Эта встреча – наиболее крупный и значимый международный форум по гуманитарным проблемам использования ИКТ со времени проведения в 2003 г . в Женеве Всемирного саммита по информационному обществу (World Summit on Information Society, WSIS).

В преддверии этого форума сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО было инициировано проведение серии исследований по проблеме «Концептуальная связь информационной грамотности и медиаграмотности». Эти исследования были выполнены ведущими мировыми специалистами:
  • Элис Ли, доктор, профессор Факультета журналистики Гонконгского баптистского университета (Китай) – «Грамотность и необходимые компетенции для общества знаний»;
  • Хесус Лау, доктор, профессор Университета Веракруза (Мексика) – «Концептуальная связь информационной грамотности и медиа грамотности»;
  • Тони Карбо доктор, профессор Колледжа информатики и технологии Университета Дрекселя и Университета Питтсбурга(США) – «Концептуальная связь информационной грамотности и медиа грамотности: детальный анализ понятий в рамках медиаграмотности и метаграмотности»;
  • Наталья Гендина, доктор, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Россия) – «Медиа и информационная грамотность в России и странах СНГ».

Все эти материалы, опубликованные на английском языке, доступны на сайте.

В научно-аналитическом обзоре Н. И. Гендиной приводятся результаты исследования состояния информационной подготовки и медиаобразования в России и СНГ. Исследование проведено на основе анализа русскоязычных публикаций и электронных ресурсов по медиаобразованию и информационной подготовке за 1990-2010 гг. Осуществлен анализ развития теории и практики информационной подготовки и медиобразования, раскрыт вклад образовательных учреждений, библиотек, общественных организаций и профессиональных ассоциаций в развитие информационной грамотности, информационной культуры и медиаграмотности граждан России и СНГ.

Особое внимание в обзоре уделено вкладу российских библиотек в информационную подготовку граждан. Отмечается, что в состав наиболее продуктивных библиотечных периодических изданий, содержащих наибольшее количество статей по информационной подготовке и формированию информационной культуры личности, входит и ведущий журнал РШБА – «Школьная библиотека».

Проведенное исследование свидетельствует, что информационная подготовка и медиаобразование в России и СНГ развиваются параллельно, слабо взаимодействуя друг с другом. Это доказывается анализом потока диссертаций, монографий, статей, материалов конференций, отражающих теорию и практику информационной и медиаподготовки. Следовательно, в ближайшее время маловероятной является возможность конвергенции информационного и медиаобразования в России и СНГ.

Сделан вывод о том, что в России и странах СНГ на уровне министерств образования информационная подготовка понимается неоправданно узко, она реализуется, прежде всего, за счет ликвидации компьютерной безграмотности и обучения владением основами ИКТ. Идеи и принципы информационной подготовки и медиаобразования пока еще недостаточно широко известны, а потенциал таких направлений деятельности, как формирование информационной грамотности и медиаграмотности, формирование информационной культуры личности, и остается недооцененным и слабо используемым. Выявлены основные барьеры, сдерживающие развитие информационной подготовки и медиаобразования в России и СНГ, намечены перспективы дальнейших исследований и практических действий в данной сфере.

Полное изложение результатов исследования на русском языке представлено в монографии: Гендина, Н.И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 186 с.

Источник информации: Гендина Наталья Ивановна, заслуженный деятель науки РФ, д.п. н., профессор, директор НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ, член Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», член постоянного комитета по информационной грамотности ИФЛА.

Пресс-служба РШБА

Смотрите также:

«Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений / Н. И. Гендина, Е.В. Косолапова – М.: РШБА, 2012.

Цель данного пособия – содействовать развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности школьников, включая, прежде всего, умения поиска, преобразования и хранения информации с использованием компьютера, развитие критического мышления обучаемых. В состав учебно-методического комплекса вошли учебная программа по дисциплине «Основы информационной культуры школьника», методические разработки уроков, терминологический словарь, систематический указатель терминов по разделам дисциплины «Основы информационной культуры школьника», электронные презентации по курсу «Основы информационной культуры школьника». Помимо словесного описания каждый из 27 уроков получил отражение в форме электронной презентации, которые представлены на CD-ROM. Все материалы комплекса адаптированы к психо-возрастным особенностям младших школьников.

Рекомендуется библиотекарям детских, школьных, юношеских и публичных библиотек, учителям общеобразовательных учреждений, специалистам системы дополнительного профессионального образования.


Возврат к списку

     

© 2007 — 2024 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены