Выставка «Романовы в цвете русской лубочной картинки»
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, под. 2, эт. 3, Розовый выставочный зал
Время проведения: 5—25 декабря 2013 года
Выставка «Романовы в цвете русской лубочной картинки» в Розовом зале РГБ закрывает сезон юбилейных мероприятий, приуроченных к 400-летию призвания династии Романовых на царство. В течение 2013 года у всех любителей российской истории была возможность изучить исторические свидетельства, связанные с жизнью и деятельностью августейшей семьи, которых немало во всех фондах РГБ.
Все демонстрировавшиеся выставочные экспонаты — от архивных документов до бесценных ювелирных и художественных произведений — позволяли увидеть через призму официальных источников парадную, репрезентативную сторону жизни царской семьи. Выставка «Романовы в цвете русской лубочной картинки» ставит другую задачу — рассказать о жизни трех российских монархов при помощи самого тиражного и популярного изобразительного издания — народной картинки.
Лубок или народная картинка за двухсотлетнюю историю своего бытования обращался к разным темам и сюжетам. Истории сказочные и религиозные, бытовые и юмористические, назидательные и сатирические являлись основой его тематического разнообразия. Лубочные картинки как на актуальные темы, так и связанные с событиями прошедшего времени, были всегда очень популярны среди читающей русской публики. Они выполняли не только декоративную и развлекательную функции, но и играли роль новостного канала информации, заменяя многочисленным малограмотным представителям небогатого городского и сельского населения Российской империи периодические издания. Изображения лиц правящей династии и эпизодов из жизни царской семьи на «картинках» всегда пользовались огромным спросом.
Изображения печатались в разных графических манерах — ксилографии, резцовой гравюре и офорте. Применение техники литографии в 40-е годы XIX века значительно удешевило и ускорило процесс печатания лубка, а развитие в 60-е годы цветной печати — хромолитографии — сделало народную картинку по-настоящему массовым изданием. К этому же периоду относится все нарастающий интерес к императорской семье представителей всех сословий Российской империи.
Наиболее яркое освещение в русской народной картинке нашла жизнь трех императоров. Александр II, Александр III и Николай II являлись постоянными объектами внимания издателей лубочной картинки, которые оперативно информировали своих потребителей о наиболее значимых изменениях в жизни августейшего семейства.
В народной картинке находили отражения далеко не все крупные внутренние и внешнеполитические
события, связанные с деятельностью монарха. Частная, семейная жизнь и сопровождавшие ее зрелищные мероприятия привлекали наибольшее внимание «лубочников». Венчание на царство, рождение детей, торжественные выезды и приемы, парадные портреты монаршей четы в окружении многочисленных наследников составляли главный фон повествования о семье Романовых. Повторяющиеся от царствования к царствованию сюжеты обрастали современными новому монарху деталями и находили адекватное времени выхода картинки стилевое оформление. Все это сегодня позволяет судить как о характере каждого двора, так и о личности самого императора и об отношениях в его семье.
К обязательным сюжетам династического лубка относятся изображения церемонии коронации императора. Листы, посвященные этому обряду, отражают основные этапы венчания на царство, передают пышность и торжественность совершаемого церемониала. В силу его традиционности и строгости, эта тематическая группа картинок относится к наиболее консервативной и наименее подверженной переменам. Самое полное представление о ходе коронации дают многочисленные изображения церемонии венчания на царство Николая II, созданные по оригиналам Осипа Шарлеманя, который был также автором рисунков коронации и Александра III.
Парадные портреты императора и императрицы также были очень популярны в народе. Большинство портретов делало акцент на традиционном укладе и многодетном характере царского семейства, подчеркивало неразрывность семейных и государственных ценностей. Однако даже на примере трех царствований можно проследить, как менялся подход к изображению личности монарха и его семьи — от парадного отстраненного, выполненного в эклектичной манере в период правления Александра II, до камерного, более житейски приближенного при Александре III, и оформленного с элементами стиля модерн в царствование Николая II.
Хотя на протяжении долгого времени тема повседневной жизни августейшей семьи вне официальных мероприятий оставалась закрытой для простых обывателей, в 1880-е годы появляются листы, иллюстрирующие жизнь монарха и цесаревича в менее формальной обстановке. Изображения венценосной четы в театральной ложе, на выставке или во время благотворительных визитов явились новым этапом в сокращении дистанции между монархом и подданными, одновременно задавая для последних эталон поведения.
Образ монарха как защитника российского государства находил отражение в лубках, посвященных военным сюжетам. Император, как и вся мужская половина семьи Романовых, часто изображался в окружении войск на смотре или в ходе военных событий. Отчасти милитаристический характер носили даже портреты правителей, правления которых были не омрачены батальными сюжетами, ведь военная форма являлась повседневной одеждой всех императоров с детских лет и до самой смерти.
Во времена развития фотографии изображение группы европейских монархов с русским царем в центре предположительно делалось с разрозненных снимков членов августейших фамилий. Большое значение придавалось также изображениям монарха в семье народов Российской империи. Судя по регулярности выхода в свет, эти картинки также пользовались неизменной популярностью у населения.
Народные картинки последней четверти XIX — начала ХХ века, посвященные российским монархам, дают представление не только о деятельности русских царей и стиле их правления, но и о такой закрытой сфере, как семейная жизнь. Являясь зачастую единственным источником информации о внутреннем укладе жизни двора, лубок позволял людям не привилегированных классов приблизиться к августейшей семье. Так простая лубочная картинка возводила семейные и человеческие ценности в ранг понятий общегосударственных.
Источник: Российская государственная библиотека