Вход в Личный Кабинет РШБА
эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:


ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:


НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

       

 

Калейдоскоп новостей

19.11.2018

Поддержка детского чтения – наша общее и постоянное дело

13 – 14 ноября 2018 г. в Московском педагогическом государственном университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы». Организаторами конференции выступили Московский педагогический государственный университет, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Ассоциация школьных библиотек Русского мира (РШБА). Конференция прошла при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Участниками конференции стали преподаватели вузов, учителя, специалисты дошкольного и дополнительного образования, методисты, работники библиотек, издательств, книжной торговли, СМИ, аспиранты, магистранты. В ней также приняли участие заместитель руководителя ФАП В.В. Григорьев, генеральный директор РГБ В.В. Дуда, президент РШБА Т.Д. Жукова, ректор МПГУ А.В. Лубков, президент Русской ассоциации чтения Н.Н. Сметанникова, президент фонда «Живая классика» М.В. Смирнова и многие другие руководители и разработчики Российских программ детского и юношеского чтения.

В первый день работы конференции в приветственном слове и в своих дальнейших выступлениях председатель Российского комитета Программы Юнеско «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Е.И. Кузьмин подчеркнул, что все программы чтения будут работать, если мы сможем подготовить профессионалов, которые сами с увлечением и знанием дела будут работать в школах, библиотеках, в СМИ, в издательствах и книжной торговле (пяти основных институтах поддержки чтения), с родителями, с учениками, школьными учителями, самими библиотекарями, с представителями органов власти и управления. Сегодня приоритетной задачей в сфере чтения становится поддержка чтения и приобщения к письменной культуре детей, подростков и юношества. Мы должны не дать забыть нашу историю, огромный вклад России в мировую культуру, науку, технику, воспитывая при этом в детях честность, желание отстаивать правду, стремление к справедливости, разумному устройству. Поэтому проблема развития чтения носит комплексный характер, для её решения нужны постоянные усилия всего общества, всех заинтересованных людей.

В выступлениях начальника отдела книжных выставок и пропаганды чтения ФАП А.Н. Воропаева, президента фонда «Живая классика» М.В. Смирновой,  генерального директора некоммерческого партнёрства «Родное слово» К.С. Деревянко и других была подчёркнута необходимость разнообразной и систематической работы по реализации Программы, выступающие говорили о необходимости чтения вслух как способе развития эмоционального интеллекта, о чтении как инструменте социализации детей и подростков, об образовательных сервисах и социальных интернет-проектах как формах продвижения детского чтения, о развитии эффективных моделей чтения в школе и в библиотеке, о психологических приёмах работы с текстом и о многом другом.

На секционных занятиях проблемы детского и подросткового чтения обсуждались издателями, учителями, преподавателями вузов, аспирантами, библиотекарями. Директор центра филологического образования корпорации «Российский учебник» Е.Ю. Шмакова обратила внимание на вовлечение школьников в интеллектуальное прочтение литературы. Начальник методического отдела Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Н.В. Кулибина показала, как проводить уроки чтения художественной литературы в цифровой среде. Региональную программу развития детского чтения с использованием читательского бренда – символа региона «СимбирЧита» представила научный сотрудник Ульяновской областной научной библиотеки Н.А. Барсукова. Программа развития детского чтения «СимбирЧит – Симбирский читатель» включена в общую программу чтения Ульяновской области «Читающее детство» на 2017 – 2026 гг.

Преподавателями МПГУ были проведены специальные мастер-классы по современной литературе для юношества и современным книжным форматам.

Во второй день работы конференции, проходившем в Зале Учёного совета МПГУ, к собравшимся обратился ректор МПГУ А.В. Лубков с предложением предоставить аудитории университета для проведения такого рода конференций и в последующие годы, чтобы преподаватели и студенты понимали важность проблемы детского и юношеского чтения и могли участвовать в её решении.

Заместитель руководителя ФАП В.В. Григорьев подчеркнул, что это очень важная национальная программа, и никто не собирается её отменять или отпускать, она должна быть реализована. Во многом помочь этому может Всемирный Конгресс по детской литературе, который впервые соберётся в Москве в 2020 году.

В своём докладе Е.И. Кузьмин сказал о главной цели деятельности по продвижению чтения среди детей и юношества. Это приобщение к письменной культуре и освоение богатств русского языка.

Президент Русской ассоциации чтения Н.Н. Сметанникова показала результаты исследования «Программный комплекс «Аналитик чтения», обратив внимание на компетенции чтения школьников.

Выступлении президента Ассоциации школьных библиотекарей Русского мира (РШБА), главного редактора журнала «Школьная библиотека» Т.Д. Жуковой привлекло общее внимание участников конференции и вызвало большой интерес, прежде всего, идеей создания читательской среды современного школьника, консолидации усилий всех институтов детства, содружества детей, учителей, библиотекарей, родителей для формирования потребности в чтении как обязательном условии развития личности и формировании мировоззрения. Для этого предназначена программа РШБА: «Пять шагов к читающей школе», главным проектом которой является проект «Читающая мама», успешно развивающийся во многих регионах России.

Директор Российской книжной палаты Е.Б. Ногина представила проект Всероссийского школьного электронного каталога, так необходимого нашим школьным библиотекарям.

Директор Центральной библиотеки им. А.А. Ахматовой Западного административного округа г. Москвы, знаменитой так называемой Смарт-библиотеки, В.Г. Косаревский рассказал о путях сотрудничества публичных библиотек и образовательных учреждений для продвижения детского и юношеского чтения.

Проблемам чтения учебника истории, приобщению к чтению через уроки русского языка, внеклассному чтению и другим аспектам читательской культуры были посвящены выступления преподавателей университетов.

Подводя итог конференции, Е.И. Кузьмин призвал собравшихся продолжать работу для реализации Программы поддержки и развития детского и юношеского чтения, потому что это настолько глубокая и серьёзная проблема, что конференция может выявить только некоторые направления её решения, показать перспективы и отдельные достижения. Необходим комплексный подход и совместные усилия для удачной реализации и достижений в области детского и юношеского чтения.

 

Информация подготовлена Н.А. Барсуковой


Возврат к списку

     

© 2007 — 2024 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены