Калейдоскоп новостей
06.05.2013
Завершилась Всероссийская конференция «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе»Первая в истории России научно-практическая конференция, объединившая в рамках единой концепции представителей сферы формирования информационной грамотности и медиаобразования, состоялась в Москве 24−27 апреля 2013 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына.
Организаторы конференции – Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС) при участии Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики и Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.
В форуме приняли участие 130 представителей органов власти, ведущих ученых и практиков в сфере образования, науки, СМИ, информационно-библиотечного дела. Конференция была направлена на интеграцию усилий сторон, заинтересованных в осознании важности, масштаба и остроты проблем формирования медиа- и информационной грамотности на различных уровнях в сферах образования, науки, культуры, СМИ, коммуникации и среди широкой общественности, а также – на выявление приоритетных областей и определение политических и профессиональных стратегий в сфере продвижения медиа- и информационной грамотности.
Открывая конференцию, заместитель руководителя Роспечати В. В. Григорьев, подчеркнул, что усложняющееся информационно-медийное пространство порождает необходимость в появлении нового понимания грамотности, которое предполагает объединение навыков коммуникации и работы с информацией. Оба вида грамотности – информационная и медийная – являются жизненно важными.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций А. К. Волин отметил, что мы живем уже не в информационном, а в постинформационном мире, в котором главная проблема состоит не в получении информации, а в ее правильном отборе, в том, чтобы научиться отделять информацию от мнения. Причем такое обучение, по его мнению, должно продолжаться всю жизнь. Участники конференции неоднократно подчеркивали, что информация и знания – это ресурсы стратегической значимости. Сферы информационной грамотности и медиаобразования долгое время развивались параллельно друг другу, специалисты спорили о том, что первично – медиа или информация, каналы передачи информации или контент. Сегодня очевидно, что необходима интеграция обоих подходов. Одной медиаграмотности, или информационной грамотности, или ИКТ-грамотности недостаточно для того, чтобы люди, сообщества и страна в целом могли бы использовать преимущества информационного общества для повышения уровня жизни и развития.Приветствия в адрес конференции направили руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский, заместитель Мэра Москвы А. Н. Горбенко, Ответственный секретарь Комиссии по делам ЮНЕСКО Г. Э. Орджоникидзе, Директор Бюро ЮНЕСКО в Москве Д. Бадарч. С приветственным словом на открытии конференции выступили генеральный директор Российской национальной библиотеки А. В. Лихоманов, ректор Московского государственного гуманитарного университета В. Д. Нечаев и ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Е. Л. Кудрина.
Конференция показала, что продвижению и развитию медиа- и информационной грамотности в России препятствует целый ряд причин:
На первом пленарном заседании, которое вел заместитель руководителя Роспечати В. В. Григорьев, были представлены следующие доклады:
Пленарное заседание «Мир медиа: расширяющаяся вселенная», модерируемое ответственным секретарем Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Т. А. Мурованой, включило следующие выступления:
Анализу внутренних особенностей мира медиа были посвящены выступления, прозвучавшие в ходе следующей сессии, которую вела декан факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики А. Г. Качкаева:
Заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти «Google Россия» К. А. Карякина и руководитель отдела Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании С. Ю. Князева познакомили участников конференции с возможностями использования в России международного опыта формирования информационной и медиаграмотности.
Отдельное заседание, на котором в роли ведущей выступила главный редактор журнала «Университетская книга» Е. Н. Бейлина, было посвящено результатам работы исследователей в сфере медиа- и информационной грамотности:
Задачи, роль и функции институтов и инструментов медиа- и информационной грамотности обсуждались на пленарном заседании, которое вел начальник отдела книжных ярмарок и пропаганды чтения Роспечати А. Н. Воропаев:
На заключительном пленарном заседании, ведущими которого были Е. И. Кузьмин и Т. А. Мурована, участники подвели итоги конференции и обсудили проект итогового документа, который в ближайшее время будет доработан Организационным комитетом конференции.
Работу конференции освещали корреспонденты молодежного пресс-центра – учащиеся Центра развития творчества детей и юношества «Гермес». Пресс-центр был организован магистрантом факультета журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Т. И. Алексеевой под руководством заведующей кафедры журналистики и медиаобразования МГГУ И. В. Жилавской.
Во время конференции работала выставка изданий, посвященных связанным с темой этого форума вопросам. Каждый участник смог получить в подарок от РШБА книгу «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений» (авторы: Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова). Культурная программа конференции включила концерт фортепьянной музыки, подготовленный доцентом музыкального факультета Московского государственного педагогического университета И. Я. Шубиной и ее выпускниками – лауреатами международных конкурсов Ириной Левиной, Сергеем Хохловым, Марией Бузоверовой и Динарой Вафиной.
Источник информации: www.ifapcom.ru |