21.01.2014
Береги школьный учебник!
В Санкт-Петербурге, как и на всей территории Российской Федерации, в октябре 2013 г. проходил месячник школьных библиотек под девизом «Школьные библиотеки на повестке дня!».
Традиционно, во всех школьных библиотеках города, были организованы выставки, прошли круглые столы, проводились литературные гостиные, встречи с писателями, конференции, связанные с этим событием. Наиболее ярким мероприятием месячника школьных библиотек в этом году стал конкурс плакатов «Береги школьный учебник!», который состоялся впервые в масштабах города по инициативе Санкт-Петербургского регионального отделения РШБА.
Идея конкурса возникла сразу, как только во всех школьных библиотеках города, благодаря поддержке Правительства Санкт-Петербурга, произошло почти полное обновление фонда учебников. Новые, умные, красочные, интересные учебники, которые приятно взять в руки и при их помощи сделать ученику первый шаг к успешному жизненному строительству, радовали глаз. Мы убеждены, что в процессе обучения детей в школе, особенно в первые годы, надо научить их не только читать, писать и считать, но и бережно относиться к школьному имуществу. Сегодня наши дети будут бережно относиться к школьным учебникам, а завтра научатся беречь дом, в котором живут, не разрисовывая стены в только что отремонтированной парадной, послезавтра задумаются об охране окружающей среды, приумножая славу великой страны, имя которой Россия.
Выразить идею было задумано языком плаката – видом цветной настенной графики, сопровождающейся кратким агитационным или рекламным текстом. Плакатная манера исполнения отличается яркостью, простотой и броскостью, носящая часто символический характер.
Идея конкурса, его сроки и общегородской масштаб, а также контингент участников (ученики 9-11 классов) были согласованы с информационно-библиотечным центром ГБОУ СПб АППО, где получили одобрение, а также согласие оказать помощь в награждении победителей конкурса.
Было выработано «Положение о конкурсе», в котором сформулированы цель и задачи конкурса, основные требования и критерии оценки выполненных работ, условия проведения мероприятия. Цель конкурса соответствовала его названию: привлечь внимание школьников к необходимости бережного отношения к учебникам как государственной собственности, переданной им во временное пользование. Предстояло выполнить следующие задачи:
- информировать школы города через районных методистов о предстоящем конкурсе, его условиях и сроках;
- пригласить к сотрудничеству заинтересованные организации;
- разработать форму заявки на участие в конкурсе (с указанием фамилии, имени участника, школы, класса, а также должности и контактного телефона организатора конкурса в конкретном образовательном учреждении);
- пробудить у школьников интерес к участию в конкурсе и проявлению своего художественного таланта при исполнении плаката;
- обратить внимание детей на школьную библиотеку, которая взяла преимущественно на себя организующую роль выполнения школьниками конкурсных работ на местах ;
- предложить критерии оценки конкурсных работ и условия голосования;
- определить дату проведения награждения победителей конкурса и состав жюри.
Было обращено внимание и организаторов, и ребят на условия конкурса, в
частности:
- на бесплатное участие в конкурсе;
- подготовку плаката с помощью гуаши, акварели, пастели, чтобы он был красочным, запоминающимся и привлекал внимание к главной идее - беречь учебники.
-предоставление выполненной работы в определенные сроки.
Основными критериями оценки конкурсных работ стали:
- соответствие содержания плаката теме конкурса:
- оригинальность замысла, наглядность, выразительность;
- плакатная форма исполнения.
Конкурс вызвал живой интерес среди школьников. Всего было представлено 154 плаката из разных школ города. Работы оказались настолько интересны, самобытны и многообразны, что очень трудно было определить победителей. Компетентное жюри приняло решение выделить два первых, два вторых и два третьих места. В работах (плакат под № 1 и № 2), занявшихпервое место, все критерии творчески реализованы. Кроме этого в них присутствует российский компонент (работа выполнена на фоне государственного флага Российской Федерации) и региональный компонент (присутствуют силуэты Санкт-Петербурга), что органично соединилось с темой конкурса.
Второе место было отдано плакатам под №3 и №4, которые обращают на себя внимание гармоничной композицией. Однако, из-за не совсем точного подбора цветовой палитры (плакат под №3), книга не выделяется на фоне солнца. В работе под №4 имеется интересное решение в раскрытии темы конкурса. Сова всегда являлась символом мудрости, однако, лозунг плаката хотелось бы видеть более ярким, привлекающим внимание.
Третье место было присуждено плакатам под №6 и №7. Сильными сторонами данных работ является изображение действия и эмоциональной окраски картины. В тоже время авторам необходимо было уделить больше внимания подбору шрифта и расположения его на плакате.
Кроме того, одно призовое место присуждено за оригинальность исполнения (плакат №14), так как в данной работе было продемонстрировано сочетание разных техник. Проводилось интернет-голосование, где любой желающий мог оценить понравившиеся ему работы.
Первый опыт конкурса показал целесообразность привлечения к нему учеников 9-11 классов. В этом возрасте ученики уже достаточно хорошо владеют навыками рисования, понимают специфику плаката и могут выполнить работу, не обращаясь к помощи взрослых. Оправдали себя и выбранные критерии для оценки представленных работ, они были понятны конкурсантам и в процессе подготовки плакатов не вызвали у них затруднения.
Вместе с тем конкурс показал, что ряд положений оказались не до конца состоятельными. Так, не оправдало себя использование интернет-голосования, ибо большинство «болельщиков» голосовало не столько за качество плакатов, сколько из принципа «Голосуй за своего». В дальнейшем следует откорректировать этот способ голосования. Не учли мы и финансовые возможности конкурса, которые не позволили всех участников так или иначе отметить. В целом мы удовлетворены, что первый общегородской конкурс плакатов состоялся. Он был положительно встречен как школьниками, так и взрослыми. Надеемся, что поставленная цель сбережения учебников школьниками достигнута и плакаты, выполненные руками старшеклассников, станут барьером на пути небрежного отношения к ним.
В дальнейшем планируется отпечатать в типографии плакаты, занявшие первое место, и распространить их по школам города для напоминания о необходимости бережного отношения к школьным учебникам.
В ближайших планах нашего регионального отделения РШБА намечено проведение общегородских мероприятий совместно с Союзом писателей Санкт-Петербурга, государственными и коммерческими структурами города.
Источник: Е.В.Калинина, руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения РШБА