Вход в Личный Кабинет РШБА
эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:


ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:


НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

       

 

Новости

13.10.2015

Телемост «Читаем «Русские мальчики» Альберта Лиханова

Авторы сценария, организаторы телемоста:

Елтышева Валентина Васильевна, педагог-библиотекарь МАОУ «СОШ №45», Зеленина Любовь Андреевна, библиотекарь МАОУ «СОШ №45», г. Новоуральск, Свердловская область

(Победители Всероссийский читательского конкурса «Читаем Альберта Лиханова» в номинации «Читаем вместе книги Альберта Лиханова»)

Участники телемоста

  • г. Новоуральск, Свердловская область: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45», Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» 
  • г. Стерлитамака, Башкортостан: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» 

«Да не прервется нить, связующая поколения»

Ведущий: Приветствие и представление участников. В работе «Круглого стола» принимают участие администрация школы, библиотекари, учителя истории, литературы, бессменные участники наших встреч Наталия Евгеньевна Овчинникова, руководитель Клуба самодеятельной песни «Признание», ребята из школы №49 с библиотекарем Любовью Михайловной Брюховой. А также ребята седьмого класса нашей школы, участвовавшие в виртуальной встрече с писателем А. А. Лихановым, прочитавшие его книги и готовые участвовать в обсуждении прочитанного. Мы все приветствуем кадетов и учащихся школы № 4 города Стерлитамака республики Башкортостан.

Ведущий: Эпиграфом нашей встречи являются слова «Да не прервется нить, связующая поколения». Речь пойдет сегодня о людях, которые родились в период с 1928 по 1945 годы. Это поколение, которое война лишила детства как такового. Роман в повестях «Русские мальчики» А.А. Лиханова - это нравственные уроки писателя. Входит в роман 10 повестей, объединенных общей темой военного, голодного, полного лишений детства. Для обсуждения возьмем не все повести, а лишь «Крёсна», «Лежачих не бьют», «Последние холода», «Детская библиотека». Ведь хорошая литература всегда вызывает отклик в душе читателя и желание поговорить о прочитанном.

Связь поколений просматривается не только в произведениях, но и в моментах биографии самого писателя.

Библиотекарь: Судьба каждого человека уникальна и интересна. Много интересных моментов и в биографии Альберта Анатольевича. Родился он в семье рабочей, в Кирове, в семье, у которой была своя тайна. Отец его был слесарь, коммунист. В первые дни войны он ушел на фронт добровольцем. Мать – медицинский лаборант. Всю свою жизнь она проработала в госпитале. Отец отца, т.е. дед Альберта Анатольевича, был бухгалтер на железной дороге. А вот отец деда был из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, крещен в храме Михаила Архангела в Михайловском замке, и дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке, прервав тем самым свою петербургскую историю, чтобы она не отражалась на наследниках. Альберт Анатольевич в Свердловске окончил университет им. А.М. Горького, филологический факультет, отделение журналистики. В настоящий момент А.А. Лиханов – мэтр современной детской литературы, известный не только в России, но и за рубежом. Кроме того, он академик Российской академии образования и почетный доктор ряда университетов России и мира, лидер Российского детского фонда «Духовная защита».

Ведущий: На нашей виртуальной встрече в весенние каникулы Альберт Анатольевич сказал: «Преодолевая себя, ты становишься душестроителем, сам себя воспитываешь».

Учитель литературы: (с книгой в руках) «Только тот, кто не верит самому себе, может утверждать, что детству неподвластны сложные материи, что детство – это всего лишь приуготовление к жизни, и прежде чем о чем-то судить, надо много каши съесть, да и получить право…

Какое право? Кто его выдает? Да разве ж можно жизнь человеческую разделить на куски – ведь она не колбаса и вся едина – и детство, и взрослость, и старость. Другое дело, что детство чаще всего не может объяснить, что и как оно чувствует, - но чувствует, без сомнения. И в этом заключено равноправие с остальными частями всякой жизни. Малый человек не может толково объяснить, что он чувствует, не может объяснить свои волнения, ему не хватает умения поведать о страданиях своих. Но он чувствует, волнуется, спорит. Не всё понимая, он всему внимает, все пробует. И растет.» (А. Лиханов. Лежачих не бьют).

Библиотекарь: Конечно, малый человек не просто нечто – это подрастающий член нашего общества. Он любит свой дом, уважает взрослых, заботится о них. Но самое важное для него – это правильный выбор жизненного пути.

Вопрос: А каково ваше мнение о роли книги в выборе жизненного пути в военное время, и сейчас?

Ответы ребят:

1. Книги во время войны согревали и утешали, они были последним прибежищем домашнего уюта, нежности, они помогали взрослым сохранять человеческий облик, а детям оставаться детьми.

2. Как говорил сам А.А. Лиханов: « Именно библиотеки остерегли мое поколение от бандитизма, спасли нас от дикости, и мы сильнее верили в честь, долг и мужество».)

Библиотекарь: Конечно же, книга в любое время являлась путеводителем для подрастающих. Она растит душу человека, помогая понять жизнь и определить ее ценности.

Вопрос: Ребята, вы прекрасно знаете, как сейчас можно стать читателем библиотеки, какие существуют правила. А как это происходило в войну? Какие были правила? И что давала эта запись?

Давайте прослушаем отрывок из повести «Детская библиотека» (начало повести со слов: «После уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам…).

Вопрос Ребята, есть, что добавить к словам Лиханова?

Библиотекарь: А сейчас давайте приведем примеры мудрости учительницы Анны Николаевны из другой повести - «Кресна».

Ответы ребят:

1. «Кресна» - «Дети, за ордена полагаются деньги, но я не считаю себя вправе тратить их на себя».- И она покупала нам в аптеке витамин С… Темно, зима, вместо электрического света – коптилки и свечки. Она каждое утро шла с этой коробочкой и старинной серебряной ложечкой, брала ягодку-витаминку, клала каждому в рот».

2. «Вы должны выработать красивый каллиграфический почерк. Вас должны понимать все, кому вы пишите, - друзья, родные или служащие, к которым обращаетесь. Вы учитесь писать не для себя, а для других.

3. И еще она волновалась, чтобы мы умели складывать мысли. – Буквы – в слова! Слова – в мысли! Учитесь думать предложениями! А не междометиями… Помните: словами и мыслями! Мыслями и словами!». И т. д.

Ведущий: Учительница Анна Николаевна - главная героиня повестей Альберта Лиханова,- это первая учительница Альберта Николаевича. (рассказ ученика о биографии Тепляшиной Аполлинарии Николаевны).

Ученик: Замечательная вятская учительница Аполлинария Николаевна Тепляшина прожила долгую жизнь – 97 лет. Из них полных 60 лет она работала учительницей – сначала церковно-приходской школы, а затем начальной школы № 9. За свой великий труд она была награждена двумя орденами Ленина. Заслуженный учитель РСФСР. Ее имя вписано золотыми буквами в историю вятского образования. Учреждена премия им. А. Н. Тепляшиной Российским детским фондом, администрацией Кировской области и администрацией г. Кирова для учителей начальных классов.

Среди ее выпускников много славных имен: писатель, председатель Российского Детского Фонда Альберт Анатольевич Лиханов, известный вятский писатель Леонид Дьяконов, целая династия вятских кукольников Афанасьевых, преподаватели, врачи, инженеры, ученые. Память о ней увековечена мемориальной доской на здании, где была школа № 9.

Ученица: У нас в школе № 45 тоже есть учительница, награжденная орденом. Это Усольцева Нина Михайловна. Она отработала в школе 50 лет и ушла на заслуженный отдых. Сейчас Нина Михайловна на пенсии, но продолжает заниматься с детьми дома, с теми, кому нужна помощь. Нина Михайловна ровесница Альберта Анатольевича Лиханова. Ей шел шестой год, когда началась война. Нина Михайловна вспоминает: тетради были из газетной бумаги – сшивали, писали между строчек чернилами, сделанными из сажи. Осенью нас, школьников просили помочь колхозу. Мы во время занятий собирали колоски, убирали овощи. В школьном буфете нам варили похлебку (картошка, вода, иногда капуста) без всякой приправы. Нам очень нравилось, и мы ждали ее с нетерпением. Иногда давали булочку, но это было редко. Когда я училась во втором классе, кончилась война. Мы все прыгали от радости. В школу ходили пешком в любую погоду за 4 км., старались учиться. Родители, несмотря на трудности, учили нас жить своим примером, помогали получить образование, за что я им очень благодарна.

Библиотекарь: Именно такие люди своим примером воспитывают нравственность поколений. Еще одна повесть, «Лежачих не бьют», рассказывает о немецких пленных в тылу. Уже война идет к победному концу, и пленные немцы, к удивлению ребятни и взрослых, мостят улицы в маленьком северорусском городке.

Учитель литературы: «Я стремился писать эти вещи и для вас, мои молодые читатели, и для ваших родителей, а, может, бабушек и дедушек, которые помнят такое же, что помню и я» - обращается к нам, читателям, писатель. «Я все время возвращаюсь к теме войны и детства в военном тылу.»

Библиотекарь:

Вопрос: В чем преодоление страха у детей и взрослых перед бывшими врагами – военнопленными. Все ли простили маленькие герои этой повести пленным, мирно мостящим дорогу? (примеры из книги зачитать).

Не кажется ли вам, что русские люди испытывают снисхождение к побежденным? В чем смысл русской поговорки «Лежачих не бьют»? (примеры из книги зачитать).

Учитель литературы: «Когда жизнь уходит, остается золотая паутина памяти. Она соединяет тех, кто до нас, с нами, и нас с теми, кто после нас. Она очень тонкая и очень хрупкая, эта паутинка, и все-таки, она есть. Не забудьте, ведь это нам сказано: «Да любите друг друга», - так говорит Альберт Анатольевич Лиханов в повести «Те, кто до нас».

Ведущий: В эти праздничные дни Победы связующей нитью поколений, золотой паутиной памяти является Георгиевская ленточка. Другим проявлением нашей памяти о тех, кто ушел, является Всероссийская акция «Бессмертный полк».

Ученик: В наших силах сделать так, чтобы ушедшие навсегда солдаты вернулись к нам. Вернулись наши деды и прадеды, наши учителя-ветераны войны, вернулись в каждый дом, семью, в нашу школу. (Поднять штендеры с фотографиями учителей-фронтовиков школы), И идут сейчас перед нами события тех лет, увиденные глазами детей военного времени и наших. (Называют поименно учителей). Альберт Анатольевич осуществляет связь поколений через образ своей первой учительницы Аполлинарии Николаевны Тепляшиной, прожившей замечательно долгую жизнь и объединившей несколько поколений целого района города. «Ее отличало не просто добросердечие, а истинное служение детству, и это, по-моему, главное достоинство учителя». Ее имя имеет право быть внесено в Бессмертный полк нашей школы. Мы их помним, чтим, «ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна…»

(Звучит песня в исполнении КСП «Признание», Овчинникова Н.Е.)

Ведущий: Вы прочитали повести Альберта Лиханова, мы с ребятами встречались с писателем online. Мы, взрослые, тоже читали книги вместе с вами.

Библиотекарь: Вопрос ко всем участникам Круглого стола: Какие из прочитанных книг вас особенно затронули и почему?

Ведущий: Какие мудрые жизненные советы вы почерпнули из книг и встречи с автором?

Стройте свою душу!

Советы Альберта Лиханова, которые мы услышали от него во время виртуальной встречи, предшествовавшей нашей телеконференции

1. Без искусства, без литературы человеку не прожить. Должны быть нравственные правила. А их создаёт не ТВ, не кино, а классическая литература, только литература. Одной любимой книги быть не может. Великой книгой считаю Л.Толстого «Война и мир». Это роман о ребенке. Многие герои появились в этой книге изначально в возрасте детей. Читайте классическую литературу!

2. Только начитанный человек достоин уважения. «Насмотревшийся» человек – это пустое место. Смотреть и коза может.

3. Жить надо, думая о том, что ты можешь изменить к лучшему в жизни, в своей стране. Прожить жизнь, мечтая только о хорошей зарплате и материальном благосостоянии – это плохо.

4. Больше думайте, разговаривайте, формулируйте, делайте выводы.

5. Взаимное образование, взаимное понимание, взаимная поддержка очень важны.

6. Берегите родителей. Не все и не сразу рассказывайте родителям. Не стоит огорчать их по пустякам, расстраивать их без необходимости.

7. Надо преодолеть себя, самого себя понудить, заставить, приучить и стать лучше. Преодолевая себя, ты становишься душестроителем – строить душу по кирпичикам может только сам человек и никто другой. Стройте свою душу! Только так можно стать мужчиной. Так будьте мужественны.

8. Мои книги не для развлечений, не для забав. Они для понимания. Для воспитания души.

Учитель литературы: «Наследники непокоренной державы, - говорит нам писатель, - взращивая свою душу, будьте мужественны. Да, жизнь трудна, подчас немыслимо тягостна, но она наше испытание и наша награда» (А.Лиханов).

 

Источник: Валентина Елтышева, педагог-библиотекарь МАОУ «СОШ № 45», г. Новоуральск, Свердловская область


Возврат к списку

© 2007 — 2024 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены