Информационное письмо «О месячнике школьных библиотек»
Методические рекомендации по проведению Российского месячника школьных библиотек в 2011 году
Мероприятия прошлых лет:
В ходе проведения Месячника 2011 проходит немало интересных мероприятий. Вот некоторые из них:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
«Модернизация сети школьных библиотек, оснащение их самыми современными технологиями является одним из ключевых условий качественного прогресса российского образования. Важно привлечь к этому вопросу самое широкое общественное внимание, сконцентрировать на данном направлении необходимые финансовые, организационные и кадровые ресурсы»
В.В. Путин
Переход России в XXI веке к устойчивому развитию лежит через изменение парадигмы образования, трансформацию мышления и мировоззрения, прежде всего, российских педагогов. И дать толчок этим процессам, многократно увеличить потенциал современной российской школы способна сильная школьная библиотека.
Школьная библиотека для многих российских детей сегодня является первой и единственной библиотекой в их жизни, так как уже более 50% российских семей не имеют домашней библиотеки.
Школьная библиотека как важный социальный институт детства, «сердце и мозг школы» призвана выравнивать стартовые возможности наших детей, обеспечивая им равный доступ к информации.
Поэтому решение современных задач, стоящих перед российским образованием и библиотечной политикой, требует сегодня разработки специальной системы мер, которая позволит не только вывести из кризиса крупнейшую библиотечную сеть страны — школьные библиотеки как важнейший ресурс, позволяющий многократно увеличить интеллектуальный и духовный потенциал современной российской школы, но и стать ускорителями реализации федеральных программ в области образования, развития библиотечного дела, инноваций, чтения, информационного общества, духовно(нравственного воспитания детей и др.
По мнению наших зарубежных коллег, «дружественная мозгу ребенка» школьная библиотека должна стать лабораторией «активного познания» и функционировать как «центральный мозг» школы. Для этого через библиотеку создается обогащенная инновациями среда и особый интеллектуальный климат в школе.
Если соотнести задачи сегодняшнего дня с целями стратегического порядка, то переход России на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. И чтобы вырастить достойное думающее поколение россиян, необходимо инвестировать средства и в школьные библиотеки.
ЦИТАТА
Российские учреждения образования пока не стали для учащихся «школой инноваций». Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, мотиваций к инновациям в школах и вузах начата только в последние годы.
«ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ — 2020 (Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)»
Уникальность школьной библиотеки в ее многофункциональности, которая развивалась в России еще с XVIII века. Такой подход развивается во всем мире, он эффективен и дает положительные результаты.
Многофункциональность школьной библиотеки в современных условиях выражается через понимание ее традиционных функций:
- учебная — обеспечение учебного процесса документами и ресурсами,
- специальная — обслуживание педагогического коллектива,
- публичная — обслуживание учащихся (проектная и творческая деятельность), поддержка внеклассной и внешкольной работы, особенно в условиях школы полного дня.
Но в условиях перехода России на инновационный путь развития многофункциональность школьной библиотеки можно рассматривать в более сложных контекстах духовной и национальной безопасности.
Школьная библиотека способна сегодня обеспечить:
- обращение к истокам духовного самосознания первоклассника, влияние на духовное формирование читателей,
- работу школы как центра межкультурной коммуникации, центра национальной идентификации и самоопределения национальной идентичности учеников,
- расширение культурного понимания и информационного знания, учащихся с использованием новых форматов и технологий.
Политика в области школьных библиотек требует сохранения многофункционального понимания школьной библиотеки.
Это особенно важно в связи с неутешительными последними результатами международного исследования PISA1 по качеству чтения. Уже в четвертый раз наши старшеклассники показывают низкие результаты в тестировании на понимание прочитанного. В 2009 году — это 41–43 место из 65 развитых стран мира.
Международное исследование PISA: рейтинг российских учащихся по читательской грамотности среди своих сверстников
Качество чтения — это качество мышления наших детей. По мнению западных специалистов, существуют 10 критериев оценки школы с точки зрения PISA. И важный среди них — школьная библиотека, ее фонд, организация и роль в процессе обучения. Считается, что эффективность школы напрямую зависит от количества и качества библиотечного фонда, а также организации пространства как активной читательской среды школьника.
Качественные фонды школьных библиотек — это, прежде всего, качество и доступность образования. Фонд — основа работы любой библиотеки. А сегодня фонды российских школьных библиотек практически не пополняются новой литературой. Особенность детского запроса состоит в том, что материалы детям нужны здесь и сейчас.
МАСШТАБ ПРОБЛЕМЫ
Изношенность фондов в настоящее время составляет 69% в городских школах и 90% — в сельских, тогда как по нормативам ЮНЕСКО библиотечный фонд должен ежегодно обновляться на 10 %.
ЦИТАТА
Самая главная боль библиотекарей наших школ — это отсутствие пополняемых основных фондов. В рамках подготовки Парламентских слушаний мы запросили данные по численности основных фондов у 10 типичных школьных библиотек. Литературные фонды у нас есть, и по количеству, казалось бы, неплохие, но когда я в средней школе №8 города Ельца уточняла эти цифры, мне ответили: «Неужели мы будем списывать «Войну и мир» 1958 года издания, её всё равно нечем заменить!». Вот и клеят, переклеивают и сохраняют, как могут, библиотекари свои основные фонды. По нашим данным, ветхой литературы вшкольных библиотеках — 69%.
Е.Н. СОКОЛОВА, г. Липецк
А это значит, что нашим детям закрыт сегодня доступ к хорошей книге, детскому журналу. В российских школах наши библиотекари хранят и подклеивают «Войну и мир» еще 1958 года издания. Необходимо возродить традиции отечественного образования: качество образования через сильные школьные библиотеки и чтение. По данным ЮНЕСКО обновляемость книжного фонда должна составлять ежегодно 10%.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
В годы Великой Отечественной Войны в блокадном Ленинграде продолжала работать Ленинградская юношеская библиотека имени А.П. Гайдара. Продолжалось и комплектование фонда. В целом сначала Великой Отечественной войны и до полного снятия блокады эта библиотека увеличила свой книжный фонд на 662 единицы.
В современных условиях информационного и культурного разрыва школьная библиотека способна компенсировать издержки среды, стать для наших детей своеобразной «духовной скорой помощью», «аптекой для души». Сегодня здесь, в библиотеке формируется духовное здоровье нации.
ФАКТЫ
При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». Этотвход, украшенный золотом, вёл в библиотеку, основанную более трёх тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.
Школьная библиотека — это максимально безопасная и доброжелательная среда обучения, физическое пространство для обеспечения широкого спектра образовательных мероприятий.
Давайте вместе укреплять школьную библиотеку – важное пространство для развития наших детей!
Пресс-служба РШБА