Историческая справка
Своими успехами школьное образование обязано библиотекам
«Прежде чем учреждать новое образовательное заведение, раньше надо озаботиться созданием библиотеки для него. У нас же все происходит наоборот: о библиотеке вспоминают, если вспоминают, в самую последнюю очередь. Помещение ей выделяют неприспособленное, случайное и при этом еще полагают, что ее облагодетельствовали. Между тем во времена Петра библиотекарь рассматривался как «командир над академиками». Он вел заседание ученого совета, планировал поручения академикам, заслушивал их отчеты и т.д. ».
Юрий Николаевич Столяров рассказывает об учреждении Российской Академии наук (1725 г.). Для того, что бы открыть Академию, «державец полумира», русский император Петр I в течение десяти лет «собирал» библиотеку (открыта в 1724 г.).
Школьный библиотекарь: Становление профессии
Книга представляет собой первую попытку систематического изложения истории возникновения и формирования професионального образования библиотечных специалистов по работе с подрастающим поколением. Автор рассматривает широкий спектр проблем: развитие педагогики детского и юношеского чтения и ее роль в становлении библиотечного образования, формирование системы образования специалистов школьных библиотек в вузах культуры, опыт деятельности российских и зарубежных школьных библиотек и квалификационные требования, становление и деятельность кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством как центров подготовки кадров для школьных и детских библиотек. Особое внимание в книге уделяется вопросам развития современной системы образования школьных библиотекарей.
Великие люди - библиотекари
Книга представляет собой сборник небольших рассказов о великих людях, оставивших глубокий след в истории, науке, культуре и искусстве, но одновременно выполнявших библиотечную работу в качестве библиографов, каталогизаторов, библиотекарей практиков, руководителей библиотек. Рекомендуется школьникам в качестве пособия для профориентации, студентам – в курсе «Введение в специальность», для самообразования, а также для широкого круга читателей, интересующихся «внутренней» работой библиотек, библиотечной профессией, библиотечной историей.
Первая женская гимназия и ее библиотека
Разбирая фортепианный фонд у себя в отделе, я обнаружила ноты, которые обратили на себя внимание своим названием: «Григоровъ-вальсъ, посвященъ Г. Почетному Попечителю и Кавалеру, Александру Николаевичу Григорову въ память освященiя пожертвованнаго и устроеннаго имъ зданiя для Костромскаго Губернскаго Училища для дъвицъ и сочинен Евгенiемъ Гринбергомъ». Кто такой композитор Е. Гринберг — установить мне пока не удалось (это его 21 сочинение, как указано на обложке), но вот об А.Н. Григорове рассказать я могу...
Становление и развитие библиотечного фонда для детей
Первые библиотечные фонды для детей формировались в монастырях и первый опыт создания таких фондов в Российской империи можно отнести к ХI веку.
Фонд первой известной на Руси библиотеки, основанной князем Ярославом Мудрым в киевском Софийском соборе (1037) предназначался читателям всех возрастов, а в их числе были ученики школы при этом соборе. Таким образом, есть основания утверждать, что фонды, ориентированные на пользование детьми, возникли одновременно с фондами, рассчитанными на взрослых пользователей. Первоначально речь, собственно говоря, шла об одних и тех же книгах.
Материалы из журнала «Школьная библиотека»:
2010